Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.06.2018 |
Словами обманывающая Юстина Копаня.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.05.2018 |
Попробую-ка я... Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, хотите – нет (и читайте http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin39.htm), а есть универсальный смысл во всех-всех-всех стихотворениях. Даже в изрядно плохих. Он в том, что выражается просто радость жизни. Вот не её ли – вопреки содержанию – и выразил Самойлов таким стихотворением.
Содержание: после смерти Ахматовой (1966), Маршака (1964), Светлова (1964), Пастернака (1960), Заболоцкого (1958), Георгия Иванова (1958) стали что-то значить и поэты послабее. Так в чём-то обратное – просто радость жизни – звукосмыслом выражено в стихотворении Самойлова . В этой таинственной области есть свои правила. "…повторы сплошь и рядом выполняют порученную им роль независимо от того, какой именно звук, какую именно гласную (к согласным это меньше относится) они повторяют” (Вейдле. Эмбриология поэзии). А есть другое правило, правда, для исторически меняющегося художественного смысла, что очень значимы начала и концы. Так можно в первом стихе почуять преобладание звука “и”. Их целых 6. Один – ударный ("смежи`ли”). Причём для “и” применены и "очи”. Потому что слово это устаревшее. Можно было – если забыть о тонкостях поэзии – и так написать: “Вот и всё. Глаза смежили гении”. Этот звук “и” – особый в языке (причём не только в русском, как продемонстрировал Вейдле). "Осмысление звуков… может повиноваться тем особенностям данного звука (среди гласных гораздо ярче выраженным в у или и, чем например в е), что благоприятствуют выражению таких-то смыслов, а не других” (Вейдле. Там же). Что это за смыслы? "…высоты, остроты, узости, а при необязательном, конечно, но всегда возможном и даже прельстительном усилении, еще и пронзительности, другим гласным недоступной” “Что же касается гласной и, то начать взвешивать ее выразительные возможности было небесполезно, потому что они обратно аналогичны выразительным возможностям гласной у. Эта совсем внизу регистра, та - совсем вверху, заостренная, тоненькая или узко–резкая” “И в нашем языке у лучше соответствует сумраку или сумеркам, чем утру. Оно, во многих языках, как я уже говорил, самая низкая по тону гласная, а и - самая высокая” (Вейдле. Там же). Вот нечто высокое, касающееся гениев, Самойлов, будучи поэтом, и звуковыражает (совсем, конечно не отдавая себе отчёта в выборе слов). Такого естественного тяготения к звукосмыслу, как у у и и, у других звуков нет. Поэтому поэты играют – если можно так сказать – и другими звуками. Тут – в чём-то противоположными высоте и звучности гласной “и” – шипящими согласными или мычащими. А есть известная таблица повторов согласных…
И по ней видно, что шипящие как бы поддерживаются свистящими, так сказать: с – з –ж – ш – щ – ч. “Гениальным” “и” по звукосмыслу Самойлова не уступают в игре шипящие и мычащие. Смотрите, что видится, если их обозначить:
То есть, говоря значениями слов об одном: горе, что снизился, мол, критерий для поэтов, Самойлов тихонько этому противоречит звукосмыслом. Чего-то, мол, стоим и мы, серые и живые. Так это – авторски-субъективно. А объективно? Если прав Вейдле, что "к согласным это [звукосмысл] меньше относится”, то переход на игру повторами согласных – это удел именно слабых поэтов (вышепоказанную таблицу я почерпнул у Шаламова). А ощутимый повтор гласной “и” есть только в первом стихе, что мало. И, если перестать говорить о поэтичности этого стихотворения, а только о его значащем смысле, то, получается, вся поэзия шестидесятников, в 1966-м уже сменивших умерших гениев, есть негативно оцениваемое "всё разрешено”? – Так если он Евтушенко имел в виду, то я согласен (стихопублицистика, а не искусство). А вообще… Может, надо под его лирическим “мы” понимать его “я”? А может, всё стихотворение есть выражение крайнего скептицизма ко всему окружающему. Нежелание что-либо идеализировать и поэтизировать. И все выявленные повторы – это всего лишь неосознаваемая инерция неистребимого выражения радости жизни. А подсознательный идеал – это всепроникающая неочарованность, выражаемая "простотой семантики и синтаксиса” (Казак со слов Кардина. https://vk.com/doc5787984_437795932?hash=e166cf19bc4eaf667a&dl=739dd67d4faa1456dd). Реализм? Открытие того, что все заблуждаются насчёт достижимости разных идеалов, к которым столь взбудоражено бросились все в хрущёвскую оттепель? Да нет. Стоицизм. Какая-то ипостась пробуддизма. "…живя в Москве, не принимал участия в съездах СП…” (Там же). Об этом же говорит и “Песенка гусара” 80-х годов.
Это вневременье, презрение к жизни и некая любовь к смерти, сдвигает его пробуддизм с пассивного демонизма к активному, ницшеанству. А сам ритм, повторы строчек и возврат рифмы (ааbа) – как что-то безостановочное – внушает попадание в какое-то иномирие. Понятно, почему эти стихи стали народной песней. – По изречению Феофана Затворника (оборванному мною): “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. Так мало ли какое настроение нахлынет… – Самый перец русского менталитета, называемого либералами недостижительностью. А что такое само ницшеанство как не идеал принципиально недостижимого иномирия. Беру первое попавшееся другое стихотворение… Бессонница.
Тут то же самое. Но какая радость жизни, несмотря ни на что бьёт из вот такого стиха!
Эти повторы срд – смрт – тск… 12 согласных из 19-ти звуков…
Б-сс-нн – бнс… 10 согласных в 18-ти звуках… Трудна жизнь… А красота неистребима. Никакие мерзости войны и мира не способны её вытравить. 5 мая 2018 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.05.2018 |
Душа стесняется лирическим волненьем, и...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2018 |
Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"