TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения . . .

21.06.2018
15:11

Апология России.

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983 . . .

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко… Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса . . .

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели! Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе… Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании . . .

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу . . .

03.06.2018
13:32

Несчастный.

    Я несчастный. Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) . . .

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок.

    Я его именно в таком, как по Пушкину в заголовке, вдруг возбуждённом, состоянии нарисовал. По вдохновению. Никаких слов, разумеется… Я не помню, видел ли я к тому времени море в яви. Наверно, нет, потому что такие ряды волн бывают только у берега на глубине человеческого роста и менее. Там не плавают корабли. И, конечно же, я и через 70 лет так и не увидел в действительности парусный корабль. Наверно, с пропорциями его строения я здорово напартачил.

    Есть ли тут то, что Вейдле называет искусством вымысла?

    "Словесные, как и внесловесные, формулировки вымысла сплошь и рядом бывают от искусства далеки, чего совсем и не следует ставить им в упрек, покуда вымысел сам не становится или не претендует стать искусством”.

    Я умел рисовать лучше других сверстников. Этот корабль я нарисовал в альбоме. Я, наверно, претендовал, что создаю что-то от искусства. Я изображая выражал. Что? Полёт души в неизвестное благое будущее.

    Много-много лет позже я узнал, что такое романтизм и как его адепт, рисуя виды, на самом деле рисует пейзаж своей души. Прекрасной. В которую бежит романтик от ужасной внешней жизни.

    Жаль, что я не поставил тогда дату. После какого класса я впал в хандру? После 7-го? 8-го? Наверно, после 7-го. Год уже был, как я тайно любил Галку Аникину. Мне грозила плохая годовая отметка по химии, потому что мне поставила химичка двойку за то, что на последней контрольной я дал всему ряду списать решение. Той же Галке в первую очередь. Она впереди меня сидела. Или нет. Это было после 8-го класса. Потому что именно в 7-м я ощутил эту любовь. И на следующий год позаботился 1 сентября сесть за парту сзади неё. Я спасся от хандры, помню, чтением “Тихого Дона”. Уж так там страдали персонажи… Что по сравнению с ихними были мои… Когда изучают “Тихий Дон”? Интернет всё знает. – В 10-м. Значит, нам было задано на лето его читать. Я и читал. Значит, хандра была после 9-го класса. Я всё ещё Галку тайно любил и всё садился за парту сзади неё, и ни одна живая душа, кроме Валерки Лебедева, не догадалась (но я и Валерке не признался, когда он спросил). Тайна была потому, что я был последним человеком в классе, ибо первыми были спортивные, а я таким не был. У меня не было никаких шансов на взаимность. А я был гордым. И я таил. – Всё-таки жаль, что я не поставил дату…

    Но всё правильно я вычислил, если правда, что любовь держится три года. 7-й, 8-й, 9-й… Я точно помню, что как я только совершил поступок ради своей любви – она исчезла. А поступок был после 9-го и был такой. Я по блату попал – на две смены подряд – в привилегированный пионерский лагерь, имевший отряд великовозрастных, уже не пионеров. В конце второй смены (это уже было где-то в начале августа), я почувствовал такую непереносимую тоску по Галке, что решил из лагеря удрать и вернуться в город. Я знал, что я её всё равно не увижу – ещё слишком рано. Только в конце августа все возвращались в город и начинали захаживать в школу, мол, за учебниками. Там-то и можно было на неё наткнуться. Но терпеть я не мог. И удрал. Я всё хорошо рассчитал, и меня не поймали. Но это был роковой поступок. – Когда я её таки увидел, у школы (как и ожидал), я обнаружил, что любви уже нет. Я даже испугался: а как же с моей верностью!? Я что же теперь: в какую-то другую влюблюсь? Где ж моя прекрасная душа?!

    Так что я могу быть теперь уверен, что, когда я рисовал парусник, я был движим именно подсознательным идеалом бегства из внешней плохой-преплохой жизни в прекрасную внутреннюю свою жизнь. То есть с этой, теоретической, стороны моё произведение является искусством. (Пусть хоть такая будет польза от моего непонятного порыва писать о своём юношеском рисунке.) Вейдле тоже позволил себе продемонстрировать свои стихотворения юношеской поры… И оправдал:

    "Возвышенное и гению не принадлежит, в собственность и даже в аренду никому не отдается; есть только приближения к нему, а в приближениях ступени; их много и начинаются они совсем внизу. Баратынский прав:

    Глупцы не чужды вдохновенья;

    Как светлым детям Аонид,

    И им оно благоволит:

    Слетая с неба, все растенья

    Равно весна животворит.

    Здесь только первое слово слишком резко: неудачливые стихотворцы вовсе не вербуются из одних глупцов. Вдохновенье же их и в самом деле посещает, если называть этим словом состояние души, независимо от его последствий и плодов. Пусть иные "растенья" и раздует капустой, как сказано дальше, а "лавром расцветут" лишь немногие, но в ботанике вдохновенья нет пропасти между ними, произрастают они вперемешку на той же почве и первые их побеги не так уж разнствуют между собой”.

    Но есть в моём рисунке искусство вымысла?

    Вейдле рассматривает разницу между искусством вымысла и искусством слова. У меня – рисунок. Чему тут аналог искусство слова – наверно, искусству линии, тона – искусству рисунка.

    В том изображении, что перед вами (нерезком, уменьшенном, бледнее оригинала) о рисовальном искусстве говорить, очевидно, нельзя. Море – не водяное, сети на бушприте – не сети, кливера – еле видны. Видится мираж, а не якобы реальность, как хотелось.

    Но что если можно говорить об искусстве вымысла: стройности, парении, возвышенности? Низком горизонте, движении слева направо – облегчённом для народов, пишущих слева направо – и таком же наклоне корабля, вытянутом вверх формате, пластическом ритме повторов рядов волн и парусов… – Чем не достижение "одновременного изображения и выражения чего-то такого, чего нельзя ни изобразить без выражения, ни выразить без изображения” (Вейдле).

    Может, даже и хорошо, что репродукция плохая:

    "Аристотель… рекомендует повествователю остерегаться "чересчур блестящего слога, затемняющего характеры и мысль" (т. е. мыслью этой сплетенный вымысел)” (Вейдле).

    13 мая 2018 г.

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

16.05.2018
10:46

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100