TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

     

    "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, несовместимый со смехом сатирика, и определяет главное в творчестве Гоголя.

    Бахтин

    Впрочем, может, правильнее назвать статью “Ай да я!”…

    Моя страсть – сопрягать.

    Правда, это общее свойство человека. Недавно прочёл где-то, что галлюцинации это нечто, происходящее из-за преобладания синтезирующей функции в ощущениях. Синтез происходит из наличных ощущений и из памяти. Если перекос в память, то видишь галлюцинации.

    Я их чуть не ежедневно вижу, когда вечером, ещё до заката солнца ищу Венеру на небе. Воздух на берегу моря влажный. Солнце зачастую не за горизонт закатывается, а погружается в какую-то серую хмарь на горизонте. Там пара много. А наверху, где Венера, – мало. И при померкшем из-за хмари солнце Венера бывает видна. Еле-еле, понятно. И не знаешь же, в какой точке её искать. Шаришь глазами. И в памяти сидит, как будет выглядеть она, когда я её увижу. – Вот то и дело я её, кажется, вижу. Ан, оказывается, нет. Это галлюцинация. И – ищешь где-то рядом.

    Как-то подобно, читал я, осваивают младенцы грамматику языка родителей. Вопреки мнению, что грамматика приобретается наследственно. Нет. Просто мозг человеческий тянет всё упорядочивать.

    Подобно видятся целые картины в разводах плесени на стене и в очертаниях облаков на небе.

    Вот так у меня вдруг встроилась в устоявшееся представление о Гоголе его тенденция к смеху, к гротеску.

    Ну не совсем вдруг, конечно, а из-за прочтения статьи Бахтина “Рабле и Гоголь” (1940,1970) - http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/bah/bah-484-.htm.

    Есть такое воззрение, что, начавшись первобытным коммунизмом, человечество чем-то подобным, коммунизмом, процесс и кончит. И тогда, спрашивается, нет ли чего, что обеспечивает такое “постоянство”?

    Слово “постоянство” я применил не зря. Тяга к коммунизму подспудно существует всегда. Это – поток "народной культуры, которая всегда, на всех этапах своего развития противостояла официальной культуре” (Там же). Имеется в виду, что официальная курируется эксплуататорской властью, когда первобытный коммунизм кончился. Теперь лично я люблю называть эту тягу традиционализмом в пику американскому глобализму, с его тягой к материальному прогрессу и неограниченному материальному потреблению, которое – если капитализм не отменить – человечество погубит.

    Бахтину ни в 40-м, ни в 70-м годах глобальная экологическая катастрофа не виделась, а против лжесоциализма в СССР он был. (Тот был “лже-” ещё и потому, что уповал, как и капитализм, на неограниченный материальный прогресс.) Но для Бахтина, видно, “лже-” было из-за не прудоновского, мирного, анархического, близкого к первобытному коммунизму, а марксового, силового, централистского пути в коммунизм. И как Бахтину было противостоять власти? При цензуре-то? – Он сослался на средневековый карнавал. Смех. Когда всё кратковременно разрешалось властью делать наоборот.

    Он и Гоголя вывел потому из Рабле.

    На самом деле Гоголь и сам был очень против того общественного строя, куда повернула Европа после поражения Наполеона – против капитализма с его скучным всевластием денег. И против западнистского поглядывания российской власти: капитализм-то стал пробиваться и в России. Гоголю было на что домашнее околокарнавальное опираться: на ярмарочное веселье и казачью вольницу. (Из-за долгого отсутствия украинской государственности до сих пор антицентрализм на Украине сказывается в майданных концертах и казачьих ряженых.)

    Вот почему в “Мёртвых душах” (1842), выражающих призыв к традиционализму (см. тут), вдруг какой-то опрокидывающий момент в знаменитой птице-тройке и другие фрагменты:

    "…“летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет...” Подчеркнем это разрушение всех статических границ между явлениями. Особое гоголевское ощущение “дороги”, так часто им выраженное, также носит чисто карнавальный характер.

    Не чужд Гоголь и гротескной концепции тела. Вот очень характерный набросок к первому тому “Мертвых душ”: “И в самом деле, каких нет лиц на свете. Что ни рожа, то уж, верно, на другую не похожа. У того исправляет должность командира нос, у другого губы, у третьего щеки, распространившие свои владения даже на счет глаз, ушей и самого даже носа, который через то кажется не больше жилетной пуговицы; у этого подбородок такой длинный, что он ежеминутно должен закрывать его платком, чтобы не оплевать. А сколько есть таких, которые похожи совсем не на людей. Этот — совершенная собака во фраке, так что дивишься, зачем он носит в руке палку; кажется, что первый встречный выхватит...”” (Там же).

    То есть птица-тройка – это образ государственности России, которая так въелась в русский менталитет. Но и он – не изначальный. Им придавлено антигосударственное, первородное.

    Узнай про этот изыск сейчас власти на Украине – подхватили б, чего доброго.

    30 октября 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
330869  2015-10-30 19:07:48
-

331334  2015-11-06 12:22:29
Л.Лилиомфи
- Но ведь не подхватили ...

" ... То есть птица-тройка – это образ государственности России, которая так въелась в русский менталитет. Но и он – не изначальный. Им придавлено антигосударственное, первородное.

Узнай про этот изыск сейчас власти на Украине – подхватили б, чего доброго. ... "

--- ---

Увы, не подхватили ... ни в России, ни на Украине .

331346  2015-11-06 21:46:20
Воложин
- Лисинкеру

(Я вас буду так называть и когда вы Лилиомфи. Мне так удобнее.)

Ваше возражение не по теме. Тема была: можно ли думать, что комикование Гоголя – от подсознания. – Может, и нельзя, если строго подходить. Но. Вдруг можно? Может, я прав, настойчиво ища способы обнаружения происхождения образа идеала из подсознательного. Даже если где и ошибусь.

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

30.07.2015
15:51

Сытый голодного не понимает.

    Мой молодой друг на жалобу, что не о чём писать, прислал мне текст о картине Жерико “Плот “Медузы”” (1819), Жерико. Плот "Медузы". 1819. в котором были подробности, . . .

27.07.2015
08:25

Найти подсознательное у Бальзака.

    Я, грешен, раза три, кажется, не больше, публиковал один и тот же текст под разными названиями. Вообще же каждая статья претендует на новизну. Сколько б я ни . . .

22.07.2015
20:54

Польза от акцента на подсознательном.

    Простите меня, читатель, я чувствую, что заметка моя будет намного объёмней повода к её написанию, к рассказу Игоря Михайлова “Обида" (2012). Простите и за то (если . . .

19.07.2015
18:02

Я - всем враг.

    Я – всем враг. Потому, что считаю, что для более глубоко взаимоотношения с искусством (не для более страстного; девицы, увивавшиеся за битлами, уверен, недосягаемо . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100