Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.07.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.07.2015 |
Нос по ветру. Вспомню ли хронологию? Сперва я подумал, что словосочетание “Юнна Мориц” слишком слышанное, и что вполне может быть, что когда-то это была поэтесса, здорово трогавшая душу, и потому прославилась так, что вот я её имя и фамилию знаю. Потом я полез в интернет, а там – Википедия, и запомнилось, что отец её был зря арестован в 30-е, отпущен, но ослеп, и это здорово её воспитало. И там был перечень её книг стихов. Первым был “Мыс Желания”. Я его открыл. МЫС ЖЕЛАНИЯ
Потом, кажется, я обратил внимание на год. Это год ХХ съезда партии и разоблачения культа личности Сталина. А может, до того я вспомнил о Мещанстве с большой буквы, которое заставило меня чувствовать себя так, словно я хожу по облакам, когда заканчивал читать “Доктор Живаго” Пастернака. Мориц отличалась от Пастернака тем, что и в помине не было той нечитабельности, которую мне пришлось преодолеть у Пастернака. Здесь то же Мещанство. (Я так редко встречаю его воспевание… Интересно, эта редкость объективная или субъективная..) То же Мещанство… На одну хоть лексику глянуть (это впрочем я от хронологии отхожу): "Желания”, “пируют”, “лук и свинина”, “курят”, “дымок папиросы”, “махорочной тырсе” (тут пришлось лезть в словарь; трава, наверно, имеется в виду), "Кайриные яйца”, - всё низкое, съестное. Но не только, а и "лето в разгаре” (в Арктике лето особенно любо, и не только в пищевом отношении), “с востока” (откуда солнце встаёт, если вообще заходит), “в ударе” (нечто от духа, а не тела), "ликующе ясных”, “цветок”, “маки”, “Цветы”, “венец” (я когда-то обратил внимание в Эрмитаже, что у старых голландцев в натюрмортах всё жратва, а цветов совсем нет; и только перейдя к бельгийцам стал обнаруживать цветы; так зато голландцы побеждали Испанию, и капитализм – низкое – у них уже торжествовал, хоть они ещё воевали, а бельгийцы испанцам сдались, но надеялись не мытьём, так катаньем феодализм победить и капитализм – сытость – утвердить; голландцы были бездумные оптимисты: всё скоро будет хорошо, - а бельгийцы были исторические опимисты: всё в исторической перспективе будет хорошо). Мориц тянула в исторические оптимисты. Вернуться к хронологии? – Все эти соображения у меня промелькнули в потенциальном виде, и мне захотелось узнать, это стихотворение родилось до ХХ съезда или после. Я не помнил, в каком месяце тот был. Оказалось, что в феврале. А Мориц путешествовала "по Арктике на ледокольном пароходе “Седов” летом 1956 года” (Википедия). Всё сходилось! Мещанство с большой буквы и разоблачение культа того, кто был (если судить по одной шинели в его наследстве) “Антимещанин” с большой буквы, против воли укрепивший мещанство в исстари мещанской стране (и потому я кавычки поставил). В репрессиями воспитанном народе зародилась радостная надежда на оттепель. Как у тех бельгийцев с цветами на натюрмортах. (И через треть века действительно наступила реставрация капитализма, и мещанство, фальшиво преследуемое при советской власти, расцвело. Но Юнну Мориц через год "за “нездоровые настроения в творчестве”” (Википедия) исключили из Литературного института. Впрочем, ненадолго, на год. Антимещанство ж было у власти обманным. Тот выкрик, за который её исключили, был тоже против лжи, а не за революцию: “Революция сдохла, и труп ее смердит!” Мещанину ж хочется быть открыто, а не скрыто уважаемым.) Но какое мне дело до идейной направленности Мориц. Важно, что образность у неё в этом стихотворении яркая, экзотическая. Читаешь и видишь. У меня теперь новая страсть – пробовать усечь подсознательное происхождение какой-нибудь детали. Так мне кажется, что какова была скрытость перспективы торжества мещанства от события “ХХ съезд”, такова была и психическая глубина, порождавшая оптимизм стихотворения. Только художник может так тонко чуять будущее. И это называется реализмом. И насколько лживо или самообманно вели коммунисты, так называемые, страну к капитализму, настолько Юнна Мориц была в контрах с этой властью. (То же – и с новой властью, и опять – за враньё: "я всегда была в чёрных списках” - http://www.rg.ru/2012/09/03/morits-site.html.) Надо бы проверить её Мещанство… Ну возьмём советское время. ОГРОМНЫЙ СОБАЧИЙ СЕКРЕТ
Можно ли думать, что это ирония над потребительством, на которое так ярился Высоцкий (например, “Я самый непьющий из всех мужуков” - 1969)? - По-моему, нет. Это реакция, на то, что зерно стали закупать за границей, чтоб не голодать. Это реакция на состояние постоянного дефицита в стране. И плевать на опасность ядерной войны Потому что как-то чувствовалось, что и без неё был бы дефицит. – Поэтому и вводит автор иносказательно детей в режим жизни взрослых, вечно озабоченных Доставанием чего-либо. Даже не им, а неумением Доставать. Это, собственно, подтрунивание над материальной озабоченностью, предполагающее в идеале беспроблемное питание и т.п. простейшие потребности, что ниже пояса. Было ли это понятно публике? – Уверяю, что нет. Лично вращался в кругах левых (именно левых) диссидентов, членов движении КСП (клубов самодеятельной песни), тех, что были против Галича, - диссидентов, по сути нацеленных на спасение социализма от омещанвания. Практически же они с упоением пели песню на эти вот слова, понимая этот акт как передышку от более трагических песен, выражающих их бессилие социализм от мещан спасти. Но для меня сегодняшнего интересно другое: понимала ли Юнна Мориц свою мещанскую направленность? Или на неё смутно действовало окружающее её повсеместное беспокойство неудач в Доставании, и она недоосознавая грустно над такой жизнью иносказательно шутила? Тайна в произведении была. Потому что оно было грустное, то есть, выбивалось из официального оптимизма, но относилось к правому или к левому диссидентству – был вопрос. У диссидентов было принято грустить, вот она и грустила. Это могло быть и неосознаваемой тягой быть (движение было изрядно массовым) в струе. Что сама Мориц, наверно, никогда не осознавала. Из-за чего ей, идейная направленность была даже и не важна, а – лишь бы быть в какой-то струе ("Нет, лучше в обществе я буду неприличном”). И вот – нынешнее произведение. Теперь она оказалась в струе патриотизма. ОЧЕНЬ ЗАПАДНО
Выродилась Юнна Мориц. Никакой тайны не осталось. Цитата: “Массовая культура обращена к огромной аудитории, которая ждет “той сказки, которая уже была”” (Подчинёнова, Снигирёва. Феномен творческой неудачи. Екатеринбург. 2011). Недавно я разговаривал с психологом и был поражён. - Почему детям не надоедает делать одно и то же, слушать много раз одну и ту же сказку? - Они отрабатывают свою компетентность. Они ж ничего не могут, ничего не понимают. Страшно. А что-то – могут, что-то понимают. Вот и повторяют. А старэ – як малэ. Мориц же – 78 лет. Она, наверно, тоже мало что, кроме смотрения центрального российского телевидения, может. Смотрим: какие у неё темы? 1) Убийство Олеся Бузины (она Бузину, как минимум, видела на ток шоу у Соловьёва; другой, в те же дни убитый, на российском телевидении не появлялся – она про него не пишет). 2) МВФ собирается предоставить Украине очередной транш помощи, хоть та не договорилась с кредиторами (что нарушает практику МВФ). 3) Кризис финансовых отношений Греции с ЕС. 4) Идёт лоббирование всё-таки поставлять Украине летальное оружие. – Всё – из телевизора. Где тут "на волнах резвятся вельботы”, где "кокетливый берег”, где "Мягчает от солнца веревочный трап”? – Нет ничего подобного. Телезритель не участник экспедиции по измерению радиации от взрыва водородной бомбы на Новой Земле. 9 июля 2015 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.07.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.07.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.07.2015 |
Быка надо дразнить красной тряпкой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.06.2015 |
Ответ Наталье с компьютером 77.73.68.4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.06.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.06.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.06.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.06.2015 |
Как я сам себя поймал на двойных стандартах.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.05.2015 |
Моя беседа с митрополитом Илларионом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.05.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.04.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.04.2015 |
Уничтоженная картина художника Ге.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.04.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.04.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.04.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.03.2015 |
Надо не писать, когда не пишется.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.03.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.03.2015 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"