Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.08.2023 |
Эх-ма!
Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею в виду про то, что с недопонятностью. Оно редкое на свете. А я так долго живу, что о многом таком уже написал. – Вот, думается, и не о чём стало писать. Из-за этого часто приходится писать о том, что притворяется, будто оно с недопонятностью, или даже о том, что понятно. И это ж совсем не хорошо: изменяю своему амплуа. С детства усвоенная привычка доводить начатое до конца. Я ж, берясь за очередное произведение, не знаю, с недопонятностью оно или нет. Чтоб работа не пропала, если окажется, что нет, я приладился читать (если это литература) и писать одновременно. Окажется вещь без недопонятности, припишу в конце “фэ”, и отклик готов. – Скучно… – Жизнь без божества, без вдохновенья… А всё равно чем-то хорошо… Тем, что умру, ничего из написанного не сохранится и не понадобится, но зато, пока я жил, я получал удовольствие от своих микрооткрытий. Вот и хорошо – ощущение свой ничтожности. Значит, есть громада, раз переживается ничтожность. И можно к ней приобщиться как-то, если про неё написать. Это я стал на минуту ницшеанцем, тем из них, кто с философским уклоном. Стал, ибо это будет статья про вещь другого ницшеанца с философским уклоном – про стихотворение “С видом на море” (1969) Бродского. С видом на море И.Н. Медведевой
Признаться? Какая-то хмарь на сознание нашла, и я, напечатав “Гурзуф” и вернувшись к началу стихотворения, чтоб его впервые прочитать, ошибся, и в голове остались Гагры, а не Гурзуф. Вот такой бзиг. А в первом десятистишии про восход солнца из моря, в Гаграх же такого не может быть. Так я был готов списать на странность, в которой дан образ метафизического иномирия, который в качестве подсознательного идеала бегства из Этого скучного мира присутствует, мол, в Бродском. Ну? Не подлец ли от литературоведения? На самом деле образа иномирия, возможно, и не будет дано непосредственно, а будет опосредованный вывод о нём из того предвзрыва, до которого обычно доводят читателя ницшеанцы, предполагая взрыв такой силы, что тот, мнится, вышвырнет читателя вон из Этого мира. То есть – в иномирие. Как факт, в первом же 10-тистишии: "на кровельном железе чечетку”, “пронзителен”, “пронзительности”. Противная погода. И, как вишенка на торте (подстать восходу солнца из моря в Гаграх): "снежные зубцы”. – Это в октябре-то. Я аж полез в интернет. "2013-09-30 в 22:26 Я 5 дней назад выдернула все бархатцы, пообещали снегом завалить. А он сегодня пришел: валил попеременно, то стихнет, то опять закрутит” (https://ftkimmeriya.ru/gurzuf-v-sentyabre-osennyaya-zarisovka/). Бывает, значит. Во втором 10-тистишии меня ждал очередной конфуз. Я думал, что ходить неглиже это ходить голым. Но осторожность меня спасла. Я обратился к интернету, и тот даже “похвалил” моё чутьё. Это не только ночная рубашка, длинная, но и слово от французского “небрежное” и, главное, от латинского “презирать”. – Ницшеанцы очень презирают быт и низкие отправления. Так вот, думая, что и читателю передастся, он продолжает накачку предвзрыва – мерзость: "расчесывает”, “туалет без мыла”, “свой первый кофе пьет”, “неглиже”. И дальше: "прыгает, крестясь, в прибой”, “прессою вчерашней” (помните, Преображенского: “И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет”?), "алюминиевых кресел” (дешёвые, но для создания у масс ощущения, что они аристократы). Жизнь мещанина, что жалкая жизнь водорослей без воды ("сохнут водоросли на затылке плоском валуна”. И так далее по всем 10-тистишиям, - написал я, их не читая. И полез проверять. – Проверил. Так и есть. Как он написал в письме той, кому стихи посвящены и у которой он в Гурзуфе жил: "Эти стихи -- я пришлю как-нибудь -- говорят, в общем, о какой-то заинтересованности в окружающем, чего на самом деле вовсе нет” (https://www.liveinternet.ru/users/5342335/post406641833/). – То есть СКУУУУКА. До упомянутого предвзрыва доводить призванная*. А последнее 10-тистишие открыло мне, что это именно оно (прочитанное изначально кое-где сегодня) побудило меня написать в начале статьи про хорошо своей ничтожности. 13 февраля 2023 г. * - Уважаемый автор, это стихотворение одно из моих самых любимых, когда мне неуютно в этой жизни, я часто его проговариваю, как мантру, и знаете, становится легче на душе. Ждал от вас анализа( а вдруг новые грани откроются), а повеяло чем-то материальным, как мясник тушку разбирает. А дивный слог Бродского, от которого что-то внутри трепещет, остался без анализа ( а может и лучше).- Нет, плохо. Надо было и на звуки посмотреть. А они тут сплошь выражают волю, волю бежать из Этого мира. Выражают (угадываю) преобладанием звонких и только звоноиких (сонорных) согласных. Станем писать глухие уменьшенным шрифтом, а звонкие – увеличенным. Сколько тех и других в заглавии? с ВиДоМ На МоРе1 глухая и 6 звонких и сонорных! А в первой строке? О ктябрь. Море поутруМягкий знак не в счёт. Глухих – 4, звонких и сонорных – 5. Малый перевес. А в первом десятистиши? О ктябрь. Море поутру 4/5л ежит щекой на волнорезе. 3/9Ст ручки акаций на ветру, 7/5к ак дождь на кровельном железе, 3/12 (!)ч ечетку выбивают. Луч 6/4………с ветила, вставшего из моря, 5/8ск орей пронзителен, чем жгуч; 6/10е го пронзительности вторя, 5/8н а весла севшие гребцы 4/7гл ядят на снежные зубцы. 3/9Единственная строка с преобладанием глухих. Общий счёт – 45/77. – Угадка состоялась. А ну – последнее десятистишие. к огда так много позади 4/7в сего, в особенности -- горя, 4/8п оддержки чьей-нибудь не жди, 3/11 (!)с ядь в поезд, высадись у моря. 4/8О но обширнее. Оно 1/5и глубже. Это превосходство – 6/8н е слишком радостное. Но 5/6у ж если чувствовать сиротство, 9/7………т о лучше в тех местах, чей вид 9/6……….в олнует, нежели язвит. 2/8 (!)Аж 2 строки с превосходством глухих. Зато аж 2 с четырёхкраным преобладанием звонких и сонорных. – Можно чситать, что и тут угадка сработала. 19.02.2023.
|
||
21.08.2023 |
На Трофимовой марток – продерет холодок
|
||
18.08.2023 |
Поиздеваться над собою, что ли?
|
||
16.08.2023 |
Гребенщиков оказался духовным трусом
|
||
12.08.2023 |
|
||
10.08.2023 |
Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову
|
||
09.08.2023 |
|
||
08.08.2023 |
А эту статью за что не пропустили 2 главреда?
|
||
06.08.2023 |
Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка
|
||
05.08.2023 |
Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова
|
||
04.08.2023 |
|
||
02.08.2023 |
|
||
01.08.2023 |
Как Шевчука использовали втёмную
|
||
31.07.2023 |
|
||
30.07.2023 |
Темнота эстетическая и патриотическая сродны
|
||
29.07.2023 |
|
||
28.07.2023 |
|
||
26.07.2023 |
|
||
25.07.2023 |
|
||
20.07.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"