Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд.
Вообще-то Высоцкому здорово не повезло: его считали песенным борцом с тоталитаризмом во имя либерализма, тогда как он был за оздоровление социализма самоуправлением, что приближать должно было к коммунизму (при коммунизме государство, считалось, отомрёт; но если, - пусть сдуру, - Хрущёв заикался было о построении коммунизма к 1980-му году, то имел он в виду только материальную сторону, - типа ⌠перегнать США по потреблению мяса и молока на душу населения■), - и пусть сдуру, но никто и никогда сверху не помышлял передавать управленческие функции вниз). Так Высоцкий в этой связи к кому имел претензии? К власти? √ Нет! К народу. Ибо у народа тяга к самоуправлению естественна, и это ему бы быть инициатором в отмирании государства. Тогда как государству естественно самосохранение, и нечего-де на него пенять, что оно не самоуничтожается помаленьку. И поскольку население вело себя совсем не так, как хотелось бы Высоцкому, то он рвал и метал, исполняя свои песни, чтоб народ образумить, наконец. Он был левый диссидент. И это мало кто понимал.
Но Высоцкий больше не отчаивался, чем отчаивался. Почему? √ Потому что всё же верил в народ. И надеялся, что он чуть не в одиночку сможет его разбудить своими песнями от спячки, в которую тот впал из-за утвердившегося за многие годы тоталитаризма. Народ подсознанием Высоцкого понимал, любил, но продолжал идти по пути наименьшего сопротивления, на который толкала его не ведающая, что творит, власть. Путь этот был √ общество потребления. И вёл он в капитализм.
Ничего у Высоцкого год за годом не получалось. Но он (из-за любви и веры в последнем итоге) не отступался от надежды. Давал как можно больше концертов. И на каждом (на каждом!) пел с такой самоотдачей, будто поёт в последний раз. (По большому счёту оттого и умер: слишком возбуждался, а чтоб успокаиваться √ надо пить, чтоб не пить √ надо колоться; и √ смерть; не выдержало сердце.)
Так, несмотря на почти сплошное непонимание и на превратное понимание, была всё же опасность, что кто-то может понять Высоцкого адекватно, и это станет широко известно.
Естественно, правым диссидентам было выгодно что-то предпринять против.
Что?
Здравый смысл подсказывал, что раз Высоцкий так требователен к пассивному народу, так ⌠на него■ кричит, то надо сыграть на тяге народа понимать упрощённо и выпятить интенцию Высоцкого до наоборот √ представить его ненавистником народа.
Каждый спрос рождает предложение. И √ родилась пародия на Высоцкого:
⌠В 1978 г. Г.Хазанов выпустил спектакль ⌠Мелочи жизни■. Второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (авт. А.Хайт) на А.Пугачёву, Л.Лещенко, А.Райкина, Б.Окуджаву и других известных людей, исполнявшихся как бы от имени различных персонажей из повести-сказки А.Толстого ⌠Золотой ключик, или приключения Буратино■. В.Высоцкому досталась ⌠роль■ Черепахи Тортиллы:
|
Я в болоте живу,
Ем сплошную траву,
Я под панцирем прячусь от страха.
Вот уже триста лет
Счастья в жизни мне нет,
Я - озлобленная черепаха.
Ненавижу людей,
Люди хуже зверей,
Презираю жестокость с пелёнок.
Не забуду, ей-ей,
Как из мамы моей
Понаделали, гады, гребёнок.
Помню, мама пела мне, такая ласковая:
⌠Черепашка моя, скалолазка моя...■
Засосало меня,
Я живу, всё кляня,
Просто белого света не вижу.
Я не вижу семью,
Я в болоте гнию,
А жена загнивает в Париже..
Ищут пусть под водой
Люди ключ золотой,
Баламутят болотную тину.
Но, плюю я на вас,
Карабас-Барабас,
Ключ отдам одному Буратино!.■ |
(http://culturology.ru/forum/viewtopic.php?id=537&p=13). Слушать тут.
Конечно, всё было не так политично, как я выставил, но глубоко собака зарыта была именно в идеологии. Причём √ в подсознательной идеологии. Иначе, зачем бы мне было браться объяснять.
Что может подтвердить это моё глубокое копание? √ Думаю, мера преуспевания Хайта и Хазанова после реставрации капитализма. Если преуспели, значит, я прав.
Смотрим.
Аркадий Хайт.
Лауреат премии ⌠Ника■ (1991) за сценарий фильма Георгия Данелия "Паспорт". Было время в 1980-х годах, когда в Москве шли сразу три сольных программы Аркадия Хайта: в исполнении Винокура, Хазанова и Петросяна. (Это те, кто превратил эстраду в шоу-бизнес с огромными доходами.) Он скопил какие-то деньги, он очень хорошо работал, обеспеченно жил, у него была хорошая квартира на Тишинке, и вдруг этот дефолт┘ И он остался без денег. Главное √ лейкемия. Умер в 2000-м. √ Не повезло. А то б √ всё было о'кэй.
Хазанов.
С 1997 года возглавляет московский Театр Эстрады. 4 ордена, 1 госпремия, фильмография √ 12 фильмов и т.д. √ Полный успех.
12 апреля 2013 г.