TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать?

    Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне попадалась всё какая-то, вроде, банальность: ⌠Казалось бы, его темой иногда является только физическая боль, но она столь глубока и масштабна, что переходит в боль души ("Раненый")■ (http://obschina.nm.ru/stat/Sidur.htm).

    1963 г.

    Но меня, можно сказать, просили.

    Самая знаменитая его вещь - "Раненный".

    Подумал: у меня ж такие приёмы┘ Неужели ничего не смогу? Один тот приём, что я дату создания считаю элементом произведения┘ Другой √ что биографию не считаю причиной, порождающей произведение большого искусства. (Воспользуемся, что Сидур √ монументалист по преимуществу, и назовём в первом приближении это его произведение обещающим быть именно большим искусством.) Так если Сидур был в войну крепко изранен и вышел из госпиталя инвалидом, то не этот факт им должен был двигать через 20 лет, а та беда, что случилась не с ним, а с людьми в стране в 1963-м году. Что? √ Продовольственный кризис? √ Действительно, боль души. Самый передовой строй, социализм, и √ на┘ Несчастная страна┘ Однако┘ Что-то не клюёт. Ну кто помнит теперь про тот продовольственный кризис? Про войну знают все, и что она ужасна √ тоже все. Но. Банально ж: отвратительной какой-то грязью поверхности голого тела, аккуратными культями обеих рук, ожогом просто всей кожи головы √ кричать о том госпитально-военном кошмаре. √ Нет, эта нетелесность телес, чего доброго, действительно вопиёт против чего-то более актуального, чем память о прошлой войне. В 1962 году был Карибский кризис, и чуть было не грянула Третья мировая война┘ Но кто и это помнит?.. Да пусть и помнят. Всё равно. Не волнует. Банально: быть против войны из-за её несчастий.

    Или вот:

    Академик Гинзбург рядом со своим портретом.

    Ну да, бесчеловечна наука, в смысле √ не имеет отношение к нравственности. Значит, в чём-то бесчеловечны и учёные. Ну, может, и не такая вопиющая банальность, как предыдущая, но тоже банальность. Особенно всем ясная после наступления эры ядерного оружия. А то, что Гинзбург √ второй отец первой советской атомной бомбы, - то вообще почти никто не знает. Это, впрочем, и не важно. И так понятно, что Гинзбург физик, а те атомную бомбу и породили.

    То же, собственно, и с Альбертом Эйнштейном.

    Голова учёного. 1967.

    Рога ему приделал┘ Голова пустая┘ - Так как раз и принято считать, что гении бестолковыми представляются учителям в школах. Гении как раз и способны, наплевав на всё известное, задаваться такими вопросами, которые ну совершенно известными представляются отличникам. И √ переворачивают принятую картину мира. Уже обжитую, уютную. А это хорошо? Есть хлёсткие слова Байрона, бьющие не в бровь, а в глаз: ⌠Наука - обмен неведенья, где лишь одно Незнанье сменяется другим■. Так стоит ли стараться?

    И теперь, когда всемирное потепление уже всем даёт о себе знать этими вот становящимися всё более частыми погодными аномалиями, - и теперь мы всё никак не прислушаемся к Медоузу, доказавшему, что после 80-х годов прошлого века √ с каждым десятилетием промедления признать гибельным неограниченный прогресс и перепотребление √ человечество всё на более низком уровне сможет обеспечить своё существование в будущем, когда, наконец, эту гибельность признает. То есть заниматься науке тем, как предохранить планету от столкновения с астероидом √ ещё стоит, а много чем другим √ вряд ли. От науки √ вред! И одно только наступление эры атомного оружия √ уже, с бомбардировки Хиросимы и Нагасаки начиная, этот вред доказало.

    По крайней мере √ обывателям.

    Стоп.

    А не в том ли разгадка скульптур Сидура?

    Возьмём его противоположность и современника √ Фивейского.

    Сильнее смерти. 1957.

    Тут до состояния слабости унижена врагами физическая сила могучей плоти, зато какая при этом несгибаемая сила духа. Пусть это иллюстрация мысле-чувства ⌠сильнее смерти■, вынесенного в название. Но это √ иллюстрация художественная. Потому что на противоречии зиждется. От столкновения земных, с позволения сказать, идеализма с материализмом рождается трансцендентное. Тут √ не только священная война для советских людей. Тут √ слава собственному менталитету народа-воина, тысячелетиями не дающего погибнуть своей стране, каким бы нашествиям она ни подвергалась. Прямо какая-то святая Русь. На секулярном материале.

    А для Сидура война √ проклятая. Любая. И тоже до Абсолюта доведен┘ Ну как сказать? Пацифизм? Любое слово не годится, столь мало славен такой Абсолют┘ И чем до такого Абсолюта Сидур довёл? √ Тоже противоречием! Упоминавшейся нетелесностью телес, как-то слабо осознанной и интерпретированной.

    Так если осознать?..

    Если Фивейский духовен, то Сидур душевен. Фивейский √ коллективист, а Сидур √ индивидуалист.

    Повязка раненого вполне индивидуальна. Скульптурные портреты Гинзбурга и Эйнштейна достаточно таки похожи на свои оригиналы.

    Но страшен раненый Сидура не тем, что без обеих (!) рук, что обгорела вся (!) кожа головы (уродом теперь останется жить человек). Потрясает то, что само тело человеческое стало не телом человеческим. Если у Фивейского какой-то ингуманизм, то у Сидура √ некий сверхгуманизм. Сидур против любой войны. Любой. Через 6 лет случился инцидент на острове Даманском, и наши пожгли напалмом массу китайцев. И общественное мнение советских обывателей взорвалось патриотизмом и святой кровожадностью по отношению к нападавшим китайцам. Так я уверен, что Сидур был против этого общественного мнения. И потому, наверно, нет в его ⌠Раненом■ признаков атомной войны, угрожавшей в Карибском кризисе. Хоть выход из него был выгодным для СССР (американцы убрали ракеты из Турции и Италии), но вход┘ Я, опять же, уверен, что Сидур был против постановки советских ракет на Кубу. Хоть Америка и угрожала СССР атомной бомбардировкой, но, я уверен, Сидур был против достижения ядерного паритета Советским Союзом. Потому так безжалостно развоплотил Гинзбурга. И хоть атомная программа США была развёрнута во время войны, - чтоб противостоять атомному проекту Гитлера, - по совету Эйнштейна┘ Я √ опять и опять √ уверен, что именно за этот совет Сидур так развоплотил и Эйнштейна.

    Римляне говорили: пусть рухнет мир, но торжествует закон. А Сидур ⌠сказал■: пусть жизнь в ┘, но √ жизнь.

    А вот что меня сразу привлекло √ это Моисей.

    Моисей из цикла ⌠Барельефы на библейские темы■. 1972 г.; гипс.

    Дело в том, что я довольно внимательно читал ⌠Исход■, что в Библии. Там 4 раза применяется слово ⌠жестоковыйный■ по отношению к народу Израиля. Богом избранный народ оказался исключительным неслухом и приводил в отчаяние и Бога, и Моисея. Не соблюдал завет с Богом и вообще много на Бога роптал. Так у меня осталось впечатление, что к жетоковыйности свого народа Моисей попривык. Так что ж, подумалось, могло так обескуражить сидурского Моисея? √ А усомнился он, Моисей, в Боге, как и все обыватели его племени. Уж кто, по Библии, был верен Богу, так это Моисей. И вот и тот┘

    То есть Сидур проиллюстрировал (опять это иллюстрирование!) своё разочарование в социализме. И, поскольку и тут иллюстрирование, то вполне можно сослаться на доказывающую мою разгадку запись Сидура в 1974 году: ⌠⌠Я, бывший комсомолец, еще не исключенный коммунист, вкалывавший в колхозе, работавший сутками на заводе, сраженный фашистской пулей на земле Украины, обильно поливший своим потом и кровью советскую землю, я, участвовавший в восстановлении, я, строитель, я, веривший в вождя и вождю, а потом речам на ХХ съезде, я утверждаю, что я и есть тот, кто имеет право спокойно жить и трудиться на своей земле■. Даже удивительно, как долго сохранялись в нем многие представления, впитанные с детства и юности. В каком-то смысле он был человек более советский, чем те, кто обвинял его в ⌠антиобщественной деятельности■■ (http://www.lechaim.ru/ARHIV/147/haritonov.htm).

    То есть он таки был человек не советский, в смысле √ привыкший к безобразию того социализма, который объявили построенным, а зря. Наверно, он искренно считал социализмом, может, так называемый ⌠социализм с человеческим лицом■. Который так и не был нигде построен, потому что он естественно перерастал в капитализм. Но перерастание-то фактически произошло через пару десятков лет. Много после того, - как откровенничал Горбачёв, - Яковлев и подобные невозможность ⌠социализма с человеческим лицом■ осознали и √ вместе с ним, Горбачёвым, √ взяли курс на возврат страны в капитализм, на передачу функции обеспечения ⌠человеческого лица■ капиталистам, социалистам же (в которых должны были б превратиться коммунисты) оставив лишь посильный демократический контроль за соблюдением капиталистами этой функции. Просигналят-де социалисты, что капиталисты манкируют обязанностями √ сразу большинство голосует за социалистов, те приходят к власти и приводят капиталистов в чувство. И √ большинство голосует дальше за либералов, пока социалисты опять не просигналят.

    Так то √ Горбачёв и Яковлев, предатели. А Сидур-то √ ⌠более советский■. За что горбачёвы и яковлевы его и долбали, крича, - даже и справедливо, - что ⌠социализм с человеческим лицом■ это прокапитализм. Сидур в своей правоверности вполне мог чувствовать себя Моисеем, Богом┘ √ да! √ преданным.

    Но смею думать, что это всё же у Сидура была мечта советского обывателя. И если мечта эта вполне осознаваемая √ о материальном благополучии, то не хотелось бы называть Сидура представителем большого искусства. Большим √ хотелось бы √ чтоб называлось имеющее отношение к подсознанию. То есть выражающееся противоречиями.

    Тут поймайте меня, скажите, что это ж противоречие: разочарование кого? √ Моисея! Первого среди пророков! √ в Высшем┘

    Так я отвечу, что Сидур, конечно, не политэконом. Вот в силу этого он и не вполне иллюстратор. Ну хотел чего-то лучшего, несмотря ни на что, и отчаивался от недостижимости. А поскольку ⌠чего-то■, поскольку ⌠не вполне■, постольку и противоречие всё же налицо.

    Какая-то грань с иллюстрацией знаемого. Пойди туда, не знай куда┘

    Взывающий. 1979.

    Если есть коллективы коллективистов и коллективы индивидуалистов, то Сидура, наверно, надо отнести ко вторым. С идеалом в┘ сверхбудущем.

    20 апреля 2013 г.

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

02.02.2013
09:50

Пофигизм XV?

    Мне трудно представить напрочь разочарованного человека. Я слаб, легче всего других понимаю по себе, а сам я никогда не был напрочь разочарованным. Поэтому я . . .

28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Джон Рескин. Потому что √ в двух словах √ при том строе, который . . .

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100