Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.12.2020 |
Ревелиоти больше, чем Айвазовский Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар катастройки и реставрации капитализма в его диком виде, и как стал, наоборот, жировать шоу-бизнес, так меня и отвратило. (А вчера Жванецкий умер. А меня и от него отвратило давным-давно.) Какой-то я до отвратительности самому себе серьёзный. У тут на глаза попал маринист Ревелиоти. С картинами, одна другой шикарней. Ревелиоти. Восход луны в Затоке. 2013. Холст, масло. Ревелиоти. Тилигульский лиман. 2011. Холст, масло. Ревелиоти. Черноморский прибой. 2010. Холст, масло. Ревелиоти. Волна. 2008. Холст, масло. Ревелиоти. Река. 2005. Холст, масло.Ревелиоти. Сумерки. 2006. Холст, масло. Ну с ума сойти от красоты… А чувствую, что надо ругать. Про первую в фейсбуке написано: “Встречайте художника в Нью-Йорке - Art Expo Нью-Йорк 2014”. Художник одессит, вроде. В Одессе в тот год почти полсотни людей сожгли живьём. А ему хоть бы хны. И я ж против выражения идеи "в лоб". И подумалось, мне: а нельзя ли применить “фэ” Алленова по отношению к “Последнему дню Помпеи” как к живописи эффектов, превратив “фэ” в “во”? – От беспомощности, мол, и бурления чувств эта эффектность у Ревелиоти… Как и обычный романтизм возник от моря крови французской революции и наполеоновских войн во имя Разума… От крови и ужасов революции Гидности (это “гордости”, а не “гадостности)… ""Эстетика эффектов” рассчитывает на зрителя-хищника… Нужен не бобр, умное животное, строитель, нужен бобровый воротник, который можно сделать из убитого бобра… ценно занимательное и поразительное… как раз имея в виду ту жажду эффектного, которая явилась характерной чертой эстетического кодекса 30-х годов – эпохи упадочного романтизма [все революции в Европе провалились для мелкой буржуазии, которая и рождала художников {в Италии и Молдавии в 21-м, в Испании и Португалии в 23-м, в России в 25-м, во Франции в 30-м; а на Украине, собственно, тоже – с точки зрения бунтовавших против олигархата}], породившей спрос не на романтизм, а на романтический штамп, на “нечто в романтическом духе”, то есть именно на соответствующий эффект. В этом своём “фасадническом” виде, “обезвреженный”, лишённый своего первоначально революционного содержания [но то ж был совсем иной романтизм, не психологический, а гражданский! Алленов ошибся?!?], романтизм мог быть легко усвоен официальным искусством [да и художниками, например, Ирмой Крат, майдановкой, униженной майданской властью: “Я в плену {антимайданном} так не плакала, как я плакала две недели на свободе” - https://www.svoboda.org/a/25478843.html]" (Аленов. В кн. Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980. С. 143). Это всё же можно считать обыкновенным психологическим романтизмом (бегством в свой прекрасный внутренний мир от ужасного внешнего мира). Алленов просто в 1980-м году был ещё вполне советским человеком, а советская власть плохо относилась к психологическому романтизму: как к реакционному, в пику романтизму гражданскому, революционному. До сих пор я относился к Алленову, как к богу. А, оказывается, и он не бог. А он именно оплошал. Совсем не в "фасадническом” качестве предстают романтики, когда рисуют пейзаж своей души лишенца, души прекрасной на фоне ужасного внешнего мира. Ультракрасота оказывается такой странностью, которая свидетельствует о наличии у автора подсознательного идеала (этого вот прекрасного внутреннего мира). Я думаю, что если кто спросит Ревелиоти, не душу ли свою он рисует, - он удивится.
А не был бы он одессит… Первая его, 22-хлетнего, выставка была в Одессе в 2000 году, и он получил там Гран При. То есть уже была эта ультракрасота. Я тогда там жил. И знаю, что чуткому человеку уже тогда было мучительно больно смотреть, куда катится Украина со своей самостийностью (как катилась Франция с лозунгом “Свобода! Равенство! Братство!”, как Наполеон – со своим культом Разума). Было от чего стать романтиком. 7 ноября 2020 г.
|
15.12.2020 |
Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром
|
14.12.2020 |
Невежество как инструмент проверки художественного смысла
|
12.12.2020 |
|
08.12.2020 |
|
06.12.2020 |
Во славу застоя, так называемого
|
05.12.2020 |
В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)
|
04.12.2020 |
Про забытого Бориса Григорьева
|
03.12.2020 |
|
02.12.2020 |
|
01.12.2020 |
Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена
|
29.11.2020 |
Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян
|
28.11.2020 |
Если б директором Третьяковской галереи был я…
|
27.11.2020 |
|
26.11.2020 |
|
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова
|
22.11.2020 |
|
21.11.2020 |
|
20.11.2020 |
В помощь ныне белорусскому народу
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"