TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!”

    Я было отказался, дескать, наитие должно найти, а не – по заданию. А потом вспомнил пословицу: аппетит приходит во время еды, - и решил наобум Лазаря начать.

    Ван Гог. Стул Винсента. 1888.

    Ведь ницшеанство, которое я вдоль и поперёк поисследовал, мне известно. В 1888 оно у Ван Гога или свирепствовало или стало вырождаться в самоповторение.

    Признак Абсолюта есть?

    "Ван Гог нарисовал картину на одном из грубых полотен…” (Википедия).

    И всё тут – грубое. И сама конструкция стула, и мазки в любом месте (словно никакого внимания нет к тому, чтоб, краску ровно положить).

    Откуда в месте "1" после проведения кисточкой с зелёным тоном появились бурые точки, я понимаю. Бурое было до проведения зелёным. Такое было, как чуть выше этого места. А кисточка – жёсткая и взято на неё мало растворителя. Вот краска без растворителя и не сходит ровно с кисточки на холст. Остаются просветы бурого.

    То же в месте "2".

    Труднее (я всё-таки не художник, кисть в руках держал полвека назад) объяснить, как появились белые риски. – Возможно, от плохого приготовления красочной смеси на палитре. Ван Гог не стал смесь (а она была с белилами) размешивать до полного смешения красок друг с другом. В смеси оставались прожилки белил. Он кистью подцепил, какое получилось, недоразмешанное, и брякнул на холст. Прожилки белил и образовались. И на зелёноватом, и на желтоватом, и на синеватом.

    Ещё труднее объяснить еле заметные белые риски в месте "3".

    Так или сяк, но нарочитое безобразие наляпано всюду*.

    И мне вспоминаются "неудобоваримые проявления искусства” (Беньямин. https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru).

    Когда наступило р-р-разочарование во всём, всём и всём, понадобилось изображение гадости, чтоб захотелось вообще вон из Этого мира.

    Абсолютом в этой вангоговской наляпанности является мыслимое что-то, что находится за Этим ужасным миром. Иномирие метафизическое. Такой вот идеал.

    Мне представляется естественным, что зарождение такого идеала происходит в подсознании. Труднее представить, что он долгое время не переходит в сознание. Трудно, но можно.

    Например, я об Абсолюте стал писать (и вообще эту статью писать), дочитав у себя (тут) до Абсолюта касательно картины Ван Гога “Печаль” (1882), найдя Абсолют: “в обнажённости фигуры на фоне природы”, придающей “экзистенциальный тон изображённому”.

    Понятно, что от обнажённости (которая тоже напоминает "неудобоваримые проявления искусства”) до грубых мазков способно пройти 6 лет, в течение которых страсть всё лучше выражать иномирие, - страсть, направленная на КАК, позволяет не обращать внимание на ЧТО выражается (иномирие). И оно потому способно сохраниться в состоянии подсознательного идеала.

    Я смею думать, что именно такая грубятина мазков в 1888 году была странностью. Например, в том же 1888 году, у Гогена в “Кафе в Арле” мазки нельзя назвать на такой же манер ужасными. А Гоген был тоже ницшеанец.

    Гоген. Кафе в Арле. 1888. Фрагмент.

    О странности я говорю в связи с подсознательностью идеала бегства из Этого мира.

    Странность – это то первое, что сигнализирует о художественности.

    Без странности о художественности говорить вообще не приходится.

    Шилов. Автопортрет. 1997.

    "…считал себя живописец все же портретистом. Его портреты отображают реальный образ, на полотне все имеет значение.

    У художника не бывает случайности, и поворот головы, сложенные руки, антураж — все выполнено с утаенным смыслом. Работа “Автопортрет” имеет особое значение в творческом пути живописца. Он не просто изобразил себя, он отразил свой характер, увлечение и жизненные принципы. Художник сидит расслаблено, откинувшись на спинку. В руках держит кисти и палитру.

    Складывается такое мнение, что живописца только оторвали от работы, он на мгновение повернул голову. Губы замерли в легкой улыбке, а глаза выражают доброту. Вьющиеся волосы до плеч выгодно дополняют образ художника, кажется, что именно такая прическа свойственна представителям живописи.

    Наброшенный халат делает обстановку домашней, возможно, именно в мастерской живописец и чувствовал себя как дома и редко расставался со своими красками. А вот кресло совсем не является атрибутом домашнего очага. Это произведение искусства представляет собой уникальный музейный экспонат ручной работы.

    В предметах мебели у А.М. Шилова был тоже художественный вкус. Окружают мастера портреты, примеры его работ. Это в очередной раз говорит о художнике больше как о портретисте, он сам себя приписывал к категории мастера портрета. Поза мастера уверенная, он руку положил на подлокотник, чувствует себя расслаблено.

    Портрет источает гармонию и умиротворенность. Можно с уверенностью сказать, что живописец занимался любимым делом. “Автопортрет” своего рода послание потомкам от великого представителя русской художественной школы. Эта работа о том, что в жизни главное гармония и любимое дело. Картина открывает нам лицо и характер художника, его жизнь” (https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-shilova-avtoportret/).

    Всё, что объяснено, и близко не предполагает возможности назвать его странным или недопонятным. Всё – от ума, от осознанности, "с утаенным смыслом”.

    Нет. Одну штуку я не понимаю: зачем было портрет дамы в синем именно с рамой вставлять в мольберт. Я спросил интернет. Он “ответил”, что для рекламирования продажи мольбертов.

    Раму-то заказчик не у художника покупает… Или это не того качества непонимание?

    28 октября 2020 г.

    *- Это – от сумасшествия. А сумасшедшие не могут творить. Им это просто приписывают извращенцы.

    - Ван Гог не 100% времени был болен. Его диагноз - “маниакально-депрессивный психоз” (https://aif.ru/culture/person/sindrom_van_goga_ili_chem_bolel_genialnyy_hudozhnik) – предполагает циклический характер приступов, которые "чередовались периодами, во время которых он был совершенно здоров” (Там же).

    То есть у Ван Гога вполне было время творить.

    29.10.2020.

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100