TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом.

    "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”.

    Но является ли фундаментальностью и исследованием формы ею же обнаруженное ""что-то не так"” в натюрмортах: "манера художника изображать предметы с разных точек зрения”? Это скорее разрушение пространства, чем его фундаментальность.

    Я приведу ту репродукцию, что и она привела.

    Персики и груши. 1895.

    Если её слова обобщения: "с разных точек зрения”, - с натяжкой ещё можно назвать верными, то их уточнение – нет: "кувшин мы видим как будто сбоку и сверху одновременно, тарелку с персиками – сверху, а вот стол – сбоку”".

    Если б тарелку мы видели сверху, она б выглядела окружностью, а она овал. Причём почти такой же вытянутости слева направо, как край кувшина. Так что кувшин и тарелка видны как раз почти из одной и той же точки зрения. У тарелки овал вытянут лишь чуть больше, чем у кувшина. И линии, соединяющие наиболее удалённые друг от друга точки овалов кувшина и тарелки параллельны друг другу.

    А вот такая же линия в овале сахарницы наклонена относительно тех двух линий.

    Стол не изображён сбоку. Если б он был изображён сбоку, не была б видна верхняя часть столешницы, а она, окрашенная таким же бурым цветом, как поперечина и ножки, видна. Мало того: не была бы видна дальняя грань столешницы, а она тоже видна. Другое дело, что ближний край столешницы представляет собой ломанную линию, а не прямую. Это не воспринимается сознанием из-за обмана зрения, обеспеченного разрывом линии края столешницы свесившейся скатертью. Можно было б непрямизну заметить в линии нижнего края поперечины, где близко от неё проходит ровный край картины. Но внимание от этого места отвлечено фруктами. А с дальним краем столешницы полная разруха: он не одна прямая линия, а три!

    Ералаша добавляет и то, что стол поставлен углом к стене.

    Ничего себе "стремился к фундаментальности”!..

    “Ника и музеи” нарушения пространства именно в этом примере объясняет так:

    "Это было связано не с тем, что он не умел рисовать, как многим может показаться, а с желанием Сезанна уйти от изобразительности и показать предметы такими, какие они есть”.

    А похохотать не хотите ли над таким объяснением?

    Откуда оно взялось? – От шаблона, какой искусствоведы, не вдумываясь, заимствуют один у другого:

    "…умение организовывать пространство [вместо “дезорганизовать”]… устойчивость форм в природе [вместо “неустойчивость”]… Сезанн искал вечное [вместо “иномирное”]… цельность [вместо “ералаш”]" (Википедия).

    “Он считает нужным организовать натуру [вместо “дезорганизовать”], внести в неё разумный принцип [вместо "безумный”]" (http://sezann.ru/rol_sezanna/).

    “…интересовался устойчивыми закономерностями форм [вместо беззаконностями], материальностью предметного и природного миров [вместо “интересовался отрицанием скучной материальности”]… уравновешенностью композиции [вместо “неуравновешенностью”]" (https://allpainters.ru/sezann-pol.html#top2).

    И т.д. и т.п.

    Надо ли продолжать критиковать “Нику и музеи”?

    Ну ещё немного.

    "Чтобы иметь возможность посмотреть на предметы с разных ракурсов он все время передвигался по комнате, вставал на стремянку, подкладывал под фрукты монетки”.

    Это повторено во множестве сайтов. Возможно это правда. Тогда это осознаваемая дезорганизация пространства. Тогда мне труднее сказать, - а я это всегда о Сезанне говорю, - что его идеалом, причём подсознательным, было принципиально недостижимое метафизическое иномирие как альтернатива этому скучному, скучному, скучному миру правил и логики. И христианского спасения на том свете, приспособленного для Этого света. – Впрочем, от дезорганизации Этого пространства до метафизического иномирия какое-то мыслительное расстояние всё же есть. По крайней мере, я могу себя успокоить таким соображением, чтоб не назначать Сезанна иллюстратором знаемой идеи. Что уже и искусством трудно назвать. Другое дело – пионерство Сезанна с этими ералашами. Под пионерство можно и подсознательность помыслить. А тогда эти ералаши – следы подсознательного идеала, то есть художественность.

    А что там у “Ники и музеи” с мазками?

    "Он накладывал краски на полотно очень методично. Один за другим мазки располагались параллельно относительно друг друга и, чаще всего, по диагонали. С одной стороны это создавало ощущение тканого полотна, а с другой – это был тоже метод работы с перспективой.

    Посмотрите на картину "Деревушка Валермей". На ней довольно четко видны диагональные параллельные мазки”.

    Деревушка Валермей, Овер-сюр-Уаз. 1881.

    Что я могу возразить? – Что не объяснено, зачем это Сезанну надо.

    А надо это по той же, идеологической, причине отрицания Всего Этого мира. Он же импрессионистам возражал. Так если импрессионисты – тоже от ужаса несчастной своей жизни – находили всё-таки радость в абы какой жизни, хоть в преходящем её миге (и выработали соответствующую технику, технику выражения мимолётного впечатления – хаотическими мазочками чистого цвета, чуть ли не уничтожавшими форму, превращая всё в мерцающее марево), то их философию отвергавший постимпрессионист Сезанн стремился к сущности, а не мареву. – Как? – Грубыми мазками

    Или думать, что "был тоже метод работы с перспективой” – это в смысле с нарушением её, чтоб мы, видя нарисованность, не думали, что это похоже на действительность? – Но надо было так и говорить. И потом “не действительность” мельче иномирия от ненависти к действительности.

    В миниатюре о сезанновских портретах “Ника и музеи” чуть не прорвалась к этой ненависти:

    "Почему же Сезанн изображает всех с таким безразличием и отрешенностью… На самом деле это совершенно не удивительно с учетом его собственного воспитания властным и авторитарным отцом и, как следствие, патологической боязни близкого контакта и прикосновений”.

    Патология касалась всего Этого мира.

    27 октября 2020 г.

     

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100