TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл:

    "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642).

    А написано было – к крошечного размера репродукции, которую нельзя было увеличить, кликая на неё.

    Зайцев. Прогулка по берегу.

    И было не понятно по ней под воздействием процитированных слов, это по небу или по чему идёт девочка с собакой.

    И я стал искать увеличенную репродукцию.

    И наткнулся на что-то похожее насчёт эфемерного мира.

    Зайцев. Потаённое место.

    И понял, что это у художника не случайно – с эфемерностью. И что-то со мной стало. Я понял, что столкнулся с чем-то, словами невыразимым. Чего я так долго ждал в современных художниках и не находил и не находил.

    Страннейший вид сверху… в чащу зарослей… и не понятно: справа вода, вроде должна быть… а нарисована не водой, а небом… и это не отражение неба в зеркальной воде, ибо грубы мазки…

    Как если б у зрителя закружилась голова отчего-то.

    Мне одно жалко. Я уверен, что изложение самостийной теории – излагать которую я обожаю – мало кого заинтересует. А без неё я не смогу обосновать, как я пришёл к тому, к чему пришёл, как только стал писать эту статью (начиная её писать, я знал только об этом “как бы закружилась голова” и о том, что тут сказано что-то, словами невыразимое).

    Простите меня, читатель!

    Самая для меня новизна теории состоит в том, что типов подсознательных идеалов художника всего несколько. (Вот такие, понимаете, искусствоведческие новости, и вам в них смотреть, как в афишу коза по стихотворению Маяковского о паспорте – удивился, мол, таможенник, что это за СССР такой…)

    А подсознательный идеал художника даже не главные члены предложения. Хоть это диво не меньшее, если не думать, что я немного помешанный, раз такую муру пишу.

    Всё просто, читатель. Муру (см. тут) мне лишь случайно не удалось поместить в рецензируемый журнал. И она для меня не новость. А вот невозможность быть большому числу типов идеалов в ранге подсознательных – для меня новость (на фоне бесконечного числа идеалов другого ранга – осознаваемых). Я недавно до этого додумался.

    И раз “муристых” мало, - а каждый из них создаёт у восприемника художественного произведения впечатление, что ему “сказали” ЧТО-ТО, словами невыразимое, - то я быстро мысленно их все обежал, и ни за один мысль не зацепилась.

    И я почувствовал себя счастливым. И стал статью писать, зная по опыту, что в процессе писания её, меня осенит, какого же типа подсознательный идеал вдохновлял художника, и я смогу вам это обычными словами рассказать.

    Грустно только было, что я недолго пробуду в неведении. Которое сладостно. Тоньше этого переживания, наверно, нет ничего на свете. Для меня, во всяком случае. И из-за этой информационной войны наткнуться на такое счастье можно всё реже и реже. Сплошная изопублицистика, сатира или иллюстрации знаемого прут. (Это я вам объяснил, почему я так статью назвал.)

    Одна беда.

    Тот тип идеала, на котором я уже остановился к моменту писания этой строки, очень сложен в постижении. Имя ему ницшеанство, если одним словом. Ницшеанское иномирие – если двумя. Ницшеанское метафизическое иномирие – если три слова.

    Оно элитарно. Мало на кого обрушивается. Чаще – на больных смертельной болезнью (как было с чахоточным Чеховым) или на иначе чем-то ущемлённых людей (сам Ницше с ума в результате сошёл от отсутствия женщины). И исторически такая беда наваливается от очень крупных событий. На Гомера – из-за вторжения дорийцев, чуть не стёрших с лица Эллады ахейцев, одним из которых был и Гомер. У ахейцев, уже в рабовладельческом строе живших, аж строй вернулся к первобытно-общинному, как у дорийцев. В XIX веке на Западе – от перехода центра революционного движения из Западной Европы в Восточную, а в России – из-за поражения народничества. – Скучно стало. Тем паче, что много кому стало безбедно жить, что переживалось как пошлость. Плюс надоела эта победительность науки. Позитивизм всё объяснял, и это было непереносимой тоской. А от побед науки совсем скисла религия. И специально против христианского того света было (неосознаваемо) нацелено иномирие. В ХХ и XXI веке к причинам добавилось разочарование в Великой русской революции и в СССР. – Тем, кому физически жить было плохо – большинству – такие изыски не понятны. Надо сильно напрячься, чтоб представить, что можно захотеть вон вообще из Этого мира в какое-то Никуда, смутно возмечтать чего-то "эфемерного”, как написано было о первой репродукции.

    Зайцев. Белый ангел.

    Название, видим, не устоялось. Но духовности от ангела не меньше, чем от эфемерности.

    Тут вы, читатель, понимаете, как меня озарило, что Зайцев ницшеанец. И догадаетесь, наверно, что сознанию его это не дано. А может, и поверите доводу, что дама с зонтиком у Зайцева не от хорошей жизни так уединилась, что её тут никто не найдёт. И что она не впервой тут проводит время – постылое. Как и девочка не зря – с собакой – одна.

    Зайцев. Секрет.

    А может, поверите, что не зря у Зайцева не хочет старшая сестра слушать детский секрет младшей, ибо старшей самой в этот вот страшный – для нас, не для неё – тёмный омут броситься хочется – вон от этого безразлично яркого солнца.

    Зайцев. Мостик.

    Или с этого вот мостика – в черноту.

    Что в десятках других картин нет такого мрака, лишь доказывает, что в сознании Зайцева ницшеанства нет. Там – та или иная преходящесть момента выражена (импрессионизм по принятому именованию изображения мимолётности, преходящести). Но. Сама преходящесть мига где-то недалеко – по противоположности – отстоит от Вечности. А тот Абсолют – от ницшеанства.

    14 октября 2020 г.

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины . . .

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

13.11.2020
20:55

Единство власти и народа: массам - темноту

    Однажды я стоял на перекрёстке и заканчивал разговор со знакомым. Попрощались, и я хотел идти, куда шёл. Но меня остановил голос уличного музыканта, около которого, . . .

12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён . . .

09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного . . .

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100