TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат.

    "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал.

    Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Гипсовые формы служат не только для отливки скульптуры из гипса, но и для повторения ее в глине, для терракоты, фаянса, фарфора.

    Кроме того, гипсовые формы применяются для изготовления скульптуры в бетоне, отливки восковых моделей для металлического литья, производящегося по выплавляемой модели, и для отливки скульптуры из пластических масс” (http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st011.shtml).

    Сразу признаюсь, к чему я веду. – К формуле Модильяни о красоте некрасивого.

    Всё дело в том, что в мире после перехода революционного центра с Западной Европы на восток и после превращения капитализма на Западе в терпимый для среднего класса строй начался этап всемирного распространения ницшеанства как колоссального разочарования во всё-всём на Этом свете, такого непереносимого разочарования, что бежать от него осталось только в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (в пику в принципе достижимому Царству Божиему для прощённых душ на том свете). Причём, иномирие (философский ранг выражения этого настроения) пребывал, если можно так выразиться, не в сознании художников, а в подсознании. До поры до времени. Иногда навсегда. (Что обеспечивало художественность их произведениям. Более того, вероятность того, что их произведения будут художественные превышала вероятность этого же у их идейных антагонистов, тяготеющих к социальной антикапиталистической революции, по идее призванной Этот мир улучшить. – Почему? – Потому что идея борьбы за Справедливость была знаемой, а идея иномирия – нет.)

    Врубель со своим гипсом

    Врубель. Демон. Гипс раскрашенный. 1890 (1894).

    был где-то около начала процесса выражения этого иномирия. А Модильяни – подальше. Поэтому его изображения людей пострашнее (для благополучного сознания). А Врубель всего лишь выбрал некрасивый гипс как окончательный материал. У Врубеля ещё старого замеса психологизм большой силы.

    Но чуткий Стасов заметил отклонение от освободительной идейности (обычно она была страдательная) прежнего русского изобразительного искусства:

    "Он [Врубель] представил целых два образца (из гипса) той скульптуры, которая как раз соответствует нашему времени, да вместе с тем должна соответствовать и будущему времени [Стасов так ёрничает]. Первый образец — нечто вроде огромной маски, с искаженными чертами и растопыренными глазами и с целой копной волос вокруг головы. Увидав в первый раз эту маску на выставке, я было подумал, что это голова Людовика XIV в огромном его парике, со злым командирским лицом. Но оказалось, что это не Людовик XIV, а “Демон”. Все демоны, все демоны, отчего это они так по вкусу г. Врубелю (вспомним его ужасные иллюстрации Лермонтова); отчего они вечно так нужны для его творчества? Что за интерес, что за потребность странная такая?” (https://www.libfox.ru/472036-vladimir-stasov-vystavki-obzor-vystavki-russkih-i-finlyandskih-hudozhnikov-organizovannaya-s-dyagilevym.html).

    Чуткий Стасов! Он же не мог не видеть колоссального трагизма в глазах, в самой синеве лица этого врубелевского Демона. – Нет. Он в полемическом запале ослеп.

    Кстати, этот трагизм имеет отношение к ницшеанству?

    Нет.

    Любопытно рассмотреть мнение меня-молодого об этой же вещи.

    "…демон в одноименной скульптуре 1894 года, видно, уже попробовал что-то сделать для людей. Да, для людей, ибо он - царь познанья и свободы. И в ответ он получил черную неблагодарность. И вот он, демон, опустошен. Эта опустошенность и буквальная тоже: изваяна только поверхность лица и обрамляющих его волос, а пустая полость, в обычной круглой скульптуре скрытая поверхностями лица, затылка, темени - эта пустая полость, ощущаемая обычно зрителями как заполненная,- у Врубеля открыта: нет затылка, нет темени, нет ушей - и открылась впадина. Опустошен. И глаза, глядящие едва ли не в разные стороны (опять - в себя) - опять плоские. Только опять не от бездуховности, а от болезни духа, не нашедшего отклика” (http://art-otkrytie.narod.ru/muzei4.htm).

    Я тогда не знал ещё формулы символизма, совпадающей с поговоркой: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    Я натянул, - а Стасов натянул Людовика, - на этого Демона лермонтовское "попробовал что-то сделать для людей” (сделать счастливой Тамару: “Хочу я с небом примириться”). А, строго говоря, с какой стати? Почему не думать, что Демон в ужасе от того зла, какое он людям принёс. И теперь – вполне по-символистски – ему предстоит покаяться и т.д.

    И станет всё на место: Врубель – символист, как все считают. А Символист – это, по большому счёту, коллективист, с идеалом благого для всех сверхбудущего.

    И с какой тогда стати я его в статью о ницшеанстве притащил?

    А с той, что Врубель метался между этими мироотношениями (символизмом и ницшеанством), между Добром и Злом. Не как ницшеанцы – над Добром и Злом (то есть аморальны, раз не за Добро). Это подкреплялось и физически, так сказать (он заразился сифилисом и не был развратным). – Вот и получилось, что в этой скульптуре трагизм – от символизма, а гипс, красота некрасивого – от ницшеанства.

    4 сентября 2020 г.

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100