TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а живопись.

    Например, я знал романтизм как бегство лишенцев из страшного мира в мир внутренней жизни, прекрасной. Это делалось введением странности в картину внешнего мира.

    Например…

    Лессинг. Романтический пейзаж.

    Мало чудовищной красоты тонов и парадоксально большого числа планов (6), так ещё и такая редкость изображена, как луч. Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу. А я “там” волен нагромоздить красот и удивительностей прекрасных, сколько мне влезет.

    Смирнов же пишет:

    "Романтики были уверены в тождестве “слова” и “дела” — в совпадении высказывания и обозначаемого им физического действия. Этим обусловливалась жизнетворческая активность романтиков, направленная на реорганизацию действительности по законам высшего порядка”.

    Я как-то запнулся. Как могут лишенцы, неудачники по жизни быть такими деловыми, что вдруг уверены в своей победительности, что слово превратят в дело? Сверхчеловеки какие-то.

    Но тут я вспомнил слово “солипсизм” (есть, мол, только моё ощущение!), характеризующее романтиков. Их жизнетворчество-то – не в жизни, а в живописании мечты, т.е. того, кто словно стал таким, как я хочу. СЛОВНО. Им плевать на действительность – они её в своём произведении-мечте улучшают, ничтоже сумняшеся. Никакие не сверхчеловеки с обычной точки зрения, потому что из жизни (где обычные люди обретаются) романтики убежали. Они, когда живописуют, действительность приукрашивают, делают ту такой, какой она не бывает.

    Смирнов просто иной акцент поставил.

    Теперь символизм.

    Он пишет:

    "Отношение означающего к означаемому, которое символисты находили в объектной действительности, заставляло поэтов этого лагеря — особенно на первых этапах движения — отрицать какое бы то ни было иконическое сходство между явным и тайным мирами: между планами выражения и содержания, усмотренными в области естественных фактов. Поскольку высшая реальность не имела физического обличия, постольку… [в картинах Пюви де Щаванна {слова Смирнова такие: "в стихах молодого Брюсова”}] ей придавался сугубо мыслительный характер”.

    Пюви де Щаванн. Счастливая земля (деталь). 1882.

    В чём сугубо мыслительный характер у Пюви де Шаванна? – Я думаю в цвете моря. Ну не бывает оно таким и тёмно- и ярко-синим. Да и гладким, как стекло. С гладкостью, правда, как с лучом и 6-тью планами у Лессинга. По отдельности такое бывает, но, чтоб так густо в одном месте… Я видел море, как стекло. Это длилось несколько минут. А потом рванула буря. А тут не только такая гладь, а ещё и такая синь плюс чернь… Нарочитая надуманность. Выпяченная. За ней, мол, мир мечты. Вдали-вдали по времени. И не в моей душе, а в нашем общем (вон, сколько людей тут) сверхбудущем социуме.

    У романтика – как живое, у символиста – как помысленное.

    Романтик, при всей своей странности, не экстремист, со здешним внутренним миром своим имеет дело и нас заставляет иметь, а символист – экстремист, имеет дело с объективным внешним миром, но таким, каким мало кто может помыслить.

    Произведения романтика нравятся многим и многим, а символиста – далеко не всем.

    Не знаю, как кому, а мне приятно распутывать такие задачки, когда я сперва не понимаю, а потом до меня доходит.

    23 августа 2020 г.

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100