Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.
|
24.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.
|
22.09.2020 |
Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?
|
21.09.2020 |
|
20.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.
|
19.09.2020 |
Антисоветскость знаменитого Пименова
|
17.09.2020 |
|
16.09.2020 |
|
15.09.2020 |
|
14.09.2020 |
|
13.09.2020 |
|
12.09.2020 |
|
11.09.2020 |
|
10.09.2020 |
Побеждать непонятность непонятного - сласть Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те где в по идее благом для всех сверхбудущем, образом чего была у них выпяченная условность (не как живое, не как в жизни), причём, когда и революция, вот, затормозила – как вдруг (бац!) – новая непонятность: "Слова, близко либо равно звучащие, но разведенные по значениям, полагались тавтологичными:“Одинаково звучащие слова в поэзии равнозначащи и по смыслу... так, легкий по звуку парашют равен пюпитру, Юпитеру и пилюле...”” (Смирнов “Смысл как таковой”. 2001). Хоть стой, хоть падай… От отчаяния, что ли, футуристы так? Что всё равно людей не раскачать на революцию (на усиление революции)? От ненависти к ним? Чтоб их, мещан, разозлить? (После поражения 1905 года – затишье, после крестьянских восстаний после гражданской войны – НЭП.) Соколов что сделал? Процитировал Кручёных. Там действительно есть такая фраза. Но. Кручёных, оказывается, поворачивал разговор о том, что Вейдле назвал звукосмыслом (немецкое blitz лучше русской молнии). "…итак мы переходим к звуко-образу и звуко-эпитету” (Кручёных. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kruchenih-aleksej-eliseevich/kukish-proshlyakam/2). Тогда ж совсем другое дело! Тогда ж речь о противоположной символистской условности (ненавистной р-р-революционеру за выражение сверхудалённого сверхбудущего, благого для всех), - условности, противоположной чему? – безусловности, непосредственности. Условность, мол, от ума, а непосредственность – стихийна. А раз стихийна, то она рождена подсознательным идеалом. А вовсе это не осознаваемое выпендривание! Не дразнение. Не эпатаж непредупреждённого восприемника, а излияние тут страдающей души революционера в мещанском окружении. Кручёных хвалится: "…можно встретить образ странный и нелепый по смыслу, но по звуку вполне необходимый… … а вот, глазами рококоча, глядит на вас с укором. рококовый рококуй!” (Там же). Это из “Весны с угощением” из книги “ЗУДЕСНИИК ЗУДУТЫЕ ЗУДЕСА" 1922 года. Год после начала НЭПа. Революция отступила. Мещанство жирует. Кручёных рвёт и мечет. Издевается над пасхальной и сабантуйной обжираловкой. Сабантуй – рококуй. "В современном русском языке название “сабантуй” стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.” (Википедия). Смотрите, как Кручёных изгаляется над нэповским изобилием: Губайте вин сонливое соченье; Вот крепкий шишидрон И сладкий наслаждец! Казалось бы, условность и у ненавистных символистов, и у ярящихся на них футуристов. Ан, нет. У футуристов как бы доязык. Дорусский. Если язык – опосредованность (условность), то доязык – непосредственность. (Я вспоминаю восхищённый пассаж у Достоевского, слышавшего довольно понятный и содержательный разговор нескольких человек, состоявший из одного-единственного матерного слова и его изменений.) А Футурист Кручёных хвастается и иронизирует: "Как это ни странно — футуристам, разрушителям по преимуществу, приходится быть на страже стихотворного ремесла и поэтической техники!.. Легкие лавры и лимоны халтуры се'дают литературу, и есть надежда, что со временем все поэты станут Демьянами Бедными или Водиславами Худосевичами — легкие хореисты расцветут махровым цветом и — смерть поэтам, да здравствуют строконэпы!..” (Там же). Ненавистный НЭП влез и сюда. И соотнесён с пошлым для футуриста успокоением. Демьян Бедный Советский часовой Баллада
Заткало пряжею туманной Весь левый склон береговой. По склону поступью чеканной Советский ходит часовой.
Во мгле туманной берег правый. За темной лентою Днестра Припал к винтовке враг лукавый, В чьем сердце ненависть остра.
Кто он? Захватчик ли румынский? Иль русский белый офицер? Иль самостийник украинский? Или махновский изувер?
Пред ним, дразня его напевом Рабочей песни боевой, На берегу на том, на левом, Советский ходит часовой.
Лукавый враг - стрелок искусный, Послал он пулю, знал куда. Но не ушел убийца гнусный От справедливого суда:
В кругу ль убийц, ему подобных, Наедине ли, все равно, Под вихрь и чувств и мыслей злобных Ему мерещится одно:
Там, над Днестром, во мгле туманной, Все с той же песнью боевой, Все той же поступью чеканной Советский ходит часовой! 1922. Впечатление, что не футуристы вышли за границы искусства, перейдя в жизнь (раздражая слушателей поэзии непосредственно и принуждающе, как жизнь), а Демьян Бедный в околоискусстве находится. 25 августа 2020 г.
|
09.09.2020 |
|
09.09.2020 |
|
08.09.2020 |
|
07.09.2020 |
Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов
|
06.09.2020 |
|
05.09.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"