TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те где в по идее благом для всех сверхбудущем, образом чего была у них выпяченная условность (не как живое, не как в жизни), причём, когда и революция, вот, затормозила – как вдруг (бац!) – новая непонятность:

    "Слова, близко либо равно звучащие, но разведенные по значениям, полагались тавтологичными:“Одинаково звучащие слова в поэзии равнозначащи и по смыслу... так, легкий по звуку парашют равен пюпитру, Юпитеру и пилюле...”” (Смирнов “Смысл как таковой”. 2001).

    Хоть стой, хоть падай…

    От отчаяния, что ли, футуристы так? Что всё равно людей не раскачать на революцию (на усиление революции)? От ненависти к ним? Чтоб их, мещан, разозлить? (После поражения 1905 года – затишье, после крестьянских восстаний после гражданской войны – НЭП.)

    Соколов что сделал? Процитировал Кручёных. Там действительно есть такая фраза. Но. Кручёных, оказывается, поворачивал разговор о том, что Вейдле назвал звукосмыслом (немецкое blitz лучше русской молнии).

    "…итак мы переходим к звуко-образу и звуко-эпитету” (Кручёных. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kruchenih-aleksej-eliseevich/kukish-proshlyakam/2).

    Тогда ж совсем другое дело! Тогда ж речь о противоположной символистской условности (ненавистной р-р-революционеру за выражение сверхудалённого сверхбудущего, благого для всех), - условности, противоположной чему? – безусловности, непосредственности. Условность, мол, от ума, а непосредственность – стихийна. А раз стихийна, то она рождена подсознательным идеалом. А вовсе это не осознаваемое выпендривание! Не дразнение. Не эпатаж непредупреждённого восприемника, а излияние тут страдающей души революционера в мещанском окружении.

    Кручёных хвалится:

    "…можно встретить образ странный и нелепый по смыслу, но по звуку вполне необходимый…

    … а вот, глазами рококоча,

    глядит на вас с укором.

    рококовый рококуй!” (Там же).

    Это из “Весны с угощением” из книги “ЗУДЕСНИИК ЗУДУТЫЕ ЗУДЕСА" 1922 года.

    Год после начала НЭПа. Революция отступила. Мещанство жирует. Кручёных рвёт и мечет. Издевается над пасхальной и сабантуйной обжираловкой. Сабантуй – рококуй. "В современном русском языке название “сабантуй” стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.” (Википедия).

    Смотрите, как Кручёных изгаляется над нэповским изобилием:

    Губайте вин сонливое соченье;

    Вот крепкий шишидрон

    И сладкий наслаждец!

    Казалось бы, условность и у ненавистных символистов, и у ярящихся на них футуристов. Ан, нет. У футуристов как бы доязык. Дорусский. Если язык – опосредованность (условность), то доязык – непосредственность. (Я вспоминаю восхищённый пассаж у Достоевского, слышавшего довольно понятный и содержательный разговор нескольких человек, состоявший из одного-единственного матерного слова и его изменений.) А Футурист Кручёных хвастается и иронизирует:

    "Как это ни странно — футуристам, разрушителям по преимуществу, приходится быть на страже стихотворного ремесла и поэтической техники!..

    Легкие лавры и лимоны халтуры се'дают литературу, и есть надежда, что со временем все поэты станут Демьянами Бедными или Водиславами Худосевичами — легкие хореисты расцветут махровым цветом и — смерть поэтам, да здравствуют строконэпы!..” (Там же).

    Ненавистный НЭП влез и сюда. И соотнесён с пошлым для футуриста успокоением.

    Демьян Бедный

    Советский часовой

    Баллада

     

    Заткало пряжею туманной

    Весь левый склон береговой.

    По склону поступью чеканной

    Советский ходит часовой.

     

    Во мгле туманной берег правый.

    За темной лентою Днестра

    Припал к винтовке враг лукавый,

    В чьем сердце ненависть остра.

     

    Кто он? Захватчик ли румынский?

    Иль русский белый офицер?

    Иль самостийник украинский?

    Или махновский изувер?

     

    Пред ним, дразня его напевом

    Рабочей песни боевой,

    На берегу на том, на левом,

    Советский ходит часовой.

     

    Лукавый враг - стрелок искусный,

    Послал он пулю, знал куда.

    Но не ушел убийца гнусный

    От справедливого суда:

     

    В кругу ль убийц, ему подобных,

    Наедине ли, все равно,

    Под вихрь и чувств и мыслей злобных

    Ему мерещится одно:

     

    Там, над Днестром, во мгле туманной,

    Все с той же песнью боевой,

    Все той же поступью чеканной

    Советский ходит часовой!

    1922.

    Впечатление, что не футуристы вышли за границы искусства, перейдя в жизнь (раздражая слушателей поэзии непосредственно и принуждающе, как жизнь), а Демьян Бедный в околоискусстве находится.

    25 августа 2020 г.

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100