TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция?

    Широков. Хохловка. 1992.

    Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками?

    Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – взгляд сверху вниз. Плоскость, на которой лежат подошвы облаков, сплющена, а водная гладь, наоборот – раскинулась вниз.

    А ещё – холодный тон травы вдали да и на среднем плане. – Как-то сразу понимаешь, что это – Урал. (Я проверил по гуглокарте - так и есть: Хохловка на берегу Камы.) – Суровый край.

    Ну и что?

    Или это меня стоячая вода загипнотизировала? Река, видно, очень глубокая. (Гуглокарта, правда, разоблачает:

    это залив реки.) Но то – карта. А вид – из-за ощущения глубины – создаёт ассоциацию мощи.

    Но неужели внятно говорящая образность меня остановила?

    Хорошо, оставим пока потуги понять свой спинной мозг.

    Посмотрим на дату: 1992 год. Тяжелейшее время для России. – И можно его соотнести с такими словами художника:

    "Трудно уразуметь, что традиции русской реалистической школы <…> мы можем не сохранить” (https://obiskusstve.com/392990859224681350/narodnyj-hudozhnik-sssr-evgenij-nikolaevich-shirokov/).

    То есть во время почти полной потери себя Россией он чует, что она, страна, не сгинет.

    А я рассматриваю эту репродукцию в знаменательный день: 14 мая 2019 года. Когда госсекретарь США Майк Помпео приехал в Сочи. А 7 дней назад министр иностранных дел России Лавров, сказал, что США впервые за послесоветское время разговаривали с Россией как с равным. – Встала всё-таки с колен. Широков правильно чуял. (А реализмом я ж что считаю? Раньше других уловленное социальное.) Далеко видел Широков.

    Так что если это сияние вокруг церкви моё сокровенное пронзило?

    Сам я воинствующий атеист. Но признаю, что символом России вполне может являться изображение православной церкви. И, как русский националист, я, наверно, неравнодушен к такому изображению, помещённому в сияние. (Тут самое яркое место на картине.) Причём это не небесное сияние, а отражение небес. То есть, как атеист, я могу толковать, что тут “сказано”: сила России не в том, что её Бог любит, а в том, что она могуча и привычна к испытаниям. (Холодно ж в мире картины: теплый оттенок можно лишь в траве ближнего плана увидеть. Всё. Больше нигде!)

    В сплошной холодности колорита есть даже что-то нарочитое. Странное. Вот оно-то, наверно, моё внимание и остановило. Ведь как что странное – так моё подсознание замечает, и сознание потом считает вправе и само место рождения у художника этой странности счесть находящимся в области подсознательного идеала. Здесь: почуять, что Россия ещё оправится.

     

    К сожалению, я не могу проверить свою находку (реалист). Он всё больше портреты писал. По его портретам я не знаю, как находить прозрения в социуме. А в нескольких его пейзажах это тоже не удаётся, плюс не нахожу времени создания. Но они красивые. Не обратить внимания невозможно.

    Широков. Цикл "Времена года" (Зима).

    Широков. Цикл "Времена года" (Весна).

    Широков. Цикл "Времена года" (Лето).

    Широков. Цикл "Времена года" (Осень).

    Разве что рассказать, в связи с тем, что в “Зиме” идёт девушка с двумя вёдрами на коромысле (не проведен водопровод в этом населённом пункте, а художнику – явно – хоть бы хны, и себя он от народа не отделяет) и в связи с упомянутым Помпео, - рассказать о своём разговоре с одной. Я спросил её не купить ли себе наполеон в третий раз. (Первый был в связи с возвращением Крыма в Россию, второй – за назначение Россией контрсанкций на санкции из-за Крыма. А теперь – это на равных. И приезд Помпео это подтверждает, ибо на полном нуле были отношения.)

    А собеседница парирует: Россия-то в пролёте. И сослалась на Кончаловского (https://www.youtube.com/watch?v=c8tZmgP-xkk).

    А Кончаловский не прав по очень большому счёту.

    Он забывает, что Россия и всегда, а сейчас особенно, находится под угрозой уничтожения самой своей самобытности. Не сама она себя уничтожает. Что не без того, ибо русские – великий народ: "Растопчут кого-нибудь в дверях -- туда и дорога! Меня -- так меня, вас -- так вас... Вот что нужно, что было во все великие эпохи” (Константин Леонтьев. http://az.lib.ru/l/leontxew_k_n/text_0550.shtml).

    И главное для спасения страны – отложилось в менталитете: не гражданское общество, а централизм, авторитаризм, которому более приятное название – патернализм. Либералы (и Кончаловский) называют это – если слово похуже – рабство, холопство.

    Так вот без него б России уже не было б.

    Не до жиру – быть бы живу.

    Запад не в такой смертельно опасной обстановке исторической и географической развивался, как Русь, Московия, Россия.

    И нельзя отказываться от себя. Особенно теперь.

    Да и касательно будущего… От богатства человечество может погибнуть. А несобственнический по менталитету народ как раз, может, и может всех спасти – примером. Не в модернизации и прогрессе спасение, а в застое!

    Чему образ эта девушка с вёдрами, изображённая как само собой разумеющееся.

    14 мая 2019 г.

     

     

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100