Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.09.2020 |
Как определить, художник врёт стихия из него прёт?
|
03.09.2020 |
|
02.09.2020 |
Насмешка над русской живописью
|
31.08.2020 |
Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова
|
30.08.2020 |
|
29.08.2020 |
Самообманы художника Борисова-Мусатова
|
28.08.2020 |
Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"
|
27.08.2020 |
Исключительная тонкость Мопассана
|
26.08.2020 |
|
25.08.2020 |
|
24.08.2020 |
Премия им. Кандинского снизошла
|
23.08.2020 |
На засыпку Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – взгляд сверху вниз. Плоскость, на которой лежат подошвы облаков, сплющена, а водная гладь, наоборот – раскинулась вниз. А ещё – холодный тон травы вдали да и на среднем плане. – Как-то сразу понимаешь, что это – Урал. (Я проверил по гуглокарте - так и есть: Хохловка на берегу Камы.) – Суровый край. Ну и что? Или это меня стоячая вода загипнотизировала? Река, видно, очень глубокая. (Гуглокарта, правда, разоблачает: это залив реки.) Но то – карта. А вид – из-за ощущения глубины – создаёт ассоциацию мощи. Но неужели внятно говорящая образность меня остановила? Хорошо, оставим пока потуги понять свой спинной мозг. Посмотрим на дату: 1992 год. Тяжелейшее время для России. – И можно его соотнести с такими словами художника: "Трудно уразуметь, что традиции русской реалистической школы <…> мы можем не сохранить” (https://obiskusstve.com/392990859224681350/narodnyj-hudozhnik-sssr-evgenij-nikolaevich-shirokov/). То есть во время почти полной потери себя Россией он чует, что она, страна, не сгинет. А я рассматриваю эту репродукцию в знаменательный день: 14 мая 2019 года. Когда госсекретарь США Майк Помпео приехал в Сочи. А 7 дней назад министр иностранных дел России Лавров, сказал, что США впервые за послесоветское время разговаривали с Россией как с равным. – Встала всё-таки с колен. Широков правильно чуял. (А реализмом я ж что считаю? Раньше других уловленное социальное.) Далеко видел Широков. Так что если это сияние вокруг церкви моё сокровенное пронзило? Сам я воинствующий атеист. Но признаю, что символом России вполне может являться изображение православной церкви. И, как русский националист, я, наверно, неравнодушен к такому изображению, помещённому в сияние. (Тут самое яркое место на картине.) Причём это не небесное сияние, а отражение небес. То есть, как атеист, я могу толковать, что тут “сказано”: сила России не в том, что её Бог любит, а в том, что она могуча и привычна к испытаниям. (Холодно ж в мире картины: теплый оттенок можно лишь в траве ближнего плана увидеть. Всё. Больше нигде!) В сплошной холодности колорита есть даже что-то нарочитое. Странное. Вот оно-то, наверно, моё внимание и остановило. Ведь как что странное – так моё подсознание замечает, и сознание потом считает вправе и само место рождения у художника этой странности счесть находящимся в области подсознательного идеала. Здесь: почуять, что Россия ещё оправится.
К сожалению, я не могу проверить свою находку (реалист). Он всё больше портреты писал. По его портретам я не знаю, как находить прозрения в социуме. А в нескольких его пейзажах это тоже не удаётся, плюс не нахожу времени создания. Но они красивые. Не обратить внимания невозможно. Широков. Цикл "Времена года" (Зима). Широков. Цикл "Времена года" (Весна). Широков. Цикл "Времена года" (Лето). Широков. Цикл "Времена года" (Осень). Разве что рассказать, в связи с тем, что в “Зиме” идёт девушка с двумя вёдрами на коромысле (не проведен водопровод в этом населённом пункте, а художнику – явно – хоть бы хны, и себя он от народа не отделяет) и в связи с упомянутым Помпео, - рассказать о своём разговоре с одной. Я спросил её не купить ли себе наполеон в третий раз. (Первый был в связи с возвращением Крыма в Россию, второй – за назначение Россией контрсанкций на санкции из-за Крыма. А теперь – это на равных. И приезд Помпео это подтверждает, ибо на полном нуле были отношения.) А собеседница парирует: Россия-то в пролёте. И сослалась на Кончаловского (https://www.youtube.com/watch?v=c8tZmgP-xkk). А Кончаловский не прав по очень большому счёту. Он забывает, что Россия и всегда, а сейчас особенно, находится под угрозой уничтожения самой своей самобытности. Не сама она себя уничтожает. Что не без того, ибо русские – великий народ: "Растопчут кого-нибудь в дверях -- туда и дорога! Меня -- так меня, вас -- так вас... Вот что нужно, что было во все великие эпохи” (Константин Леонтьев. http://az.lib.ru/l/leontxew_k_n/text_0550.shtml). И главное для спасения страны – отложилось в менталитете: не гражданское общество, а централизм, авторитаризм, которому более приятное название – патернализм. Либералы (и Кончаловский) называют это – если слово похуже – рабство, холопство. Так вот без него б России уже не было б. Не до жиру – быть бы живу. Запад не в такой смертельно опасной обстановке исторической и географической развивался, как Русь, Московия, Россия. И нельзя отказываться от себя. Особенно теперь. Да и касательно будущего… От богатства человечество может погибнуть. А несобственнический по менталитету народ как раз, может, и может всех спасти – примером. Не в модернизации и прогрессе спасение, а в застое! Чему образ эта девушка с вёдрами, изображённая как само собой разумеющееся. 14 мая 2019 г.
|
22.08.2020 |
|
21.08.2020 |
Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...
|
20.08.2020 |
|
19.08.2020 |
|
18.08.2020 |
|
17.08.2020 |
|
16.08.2020 |
|
15.08.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"