TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

07.06.2019
10:58

Запределье

    У меня есть авторитет – Владимир Вейдле. Я даже на его высказываниях о стихах стал коллекционировать его тончайшие наблюдения над поэзией (см. тут). Вдруг да . . .

06.06.2019
10:25

Господи-Боже! Что сомной?

    Почему я плачу?

    Я подчеркну строчку, на которой на меня вдруг нашло:

       
     

    Благодарю за всё. За тишину.

    За свет звезды, что спорит с темнотою.

    Благодарю за сына, за жену.

    За музыку блатную за стеною.

    За то благодарю, что скверный гость,

    я всё-таки довольно сносно встречен -

    и для плаща в прихожей вбили гвоздь,

    и целый мир взвалили мне на плечи.

    Благодарю за детские стихи.

    Не за вниманье вовсе, за терпенье.

    За осень. За ненастье. За грехи.

    За неземное это сожаленье.

    За бога и за ангелов его.

    За то, что сердце верит, разум знает.

    Благодарю за то, что ничего

    подобного на свете не бывает.

    За всё, за всё. За то, что не могу,

    чужое горе помня, жить красиво.

    Я перед жизнью в тягостном долгу,

    и только смерть щедра и молчалива.

    За всё, за всё. За мутную зарю.

    За хлеб. За соль. Тепло родного крова.

    За то, что я вас всех благодарю,

    за то, что вы не слышите ни слова.

    Март 1996

    А потом я, хаотически, наткнулся на такое:

    Два ангела

       
     

    ...Мне нравятся детские сказки,

    фонарики, горки, салазки,

    значки, золотинки, хлопушки,

    баранки, конфеты, игрушки,

    ...больные ангиной недели

    чтоб кто-то сидел на постели

    и не отпускал мою руку

    – навеки – на адскую муку.

    1996

    Идиотское положение: я должен задушить память о своей эмоции и начать анализировать (если удастся). Чтоб потом синтезировать: зачем это сочинено. Хуже того – под каким наитием, каким подсознательным идеалом движимо. (Муть какая-то!)

     

    Вот мой опыт говорит, что в первом случае сработал опыт: столкновение э противоречий произошло. Не бывающим-то вдруг названо безусловно бывалое! – Что небывалого в тишине, в звёздах и т.д.? Даже бог и ангелы совершенно ж нормальное явление для верующих, которые наверное же есть на свете. Даже и противоречие: "сердце верит, разум знает”, - мне, по крайней мере, не представляется немыслимым. Я знаю женщину, которая была атеисткой, потом верующей, потом опять отказалась от веры. Наверно, мыслимо представить момент, когда она и верила и не верила. – Про Ньютона известно, что, хоть он и объяснил, почему происходят все механические движения в мире: по инерции или от силы. Но он же и вполне верующим в Бога был. Про физиолога Павлова то же известно. – Строго говоря, всё – таково: не вполне постижимо. Движение… Что-то тут есть и – его тут нету!

    Пусть мне ясен механизм (катарсис от столкновения противочувствий по Выготскому) того, как произошли мои слёзы.

    Но что сказано противоречием подчёркнутого? В чём содержание катарсиса?

     

    Ясно, что психологическая причина персонажа – одиночество.

    Ну да, организменная жизнь такова: чем уровень организма выше, тем больше он ощущает свою неповторимость, исключительность…

    Басинский увидел аналогию в Рубцове. – Тот был реалист: раньше всех догадался, что человечеству конец. Впечатлило его появление ядерного оружия. – А что впечатлило Рыжего? Перспектива гибели человечества от перепотребления? В самом же деле: "вы не слышите ни слова”.

    А почему лирическое “я” не обижается, а благодарит?

    Потому что он уже воображением ТАМ: вне жизни? – В открытии о социуме, до которого ещё никто не догадался… Хоть такая радость, что всех опередил…

    Что Рубцов оказался вот уж полвека как не прав, ничего не значит. Субъективно-то он был прав. Когда другие жили беспечно, он понимал, на какой зыбкости эта беспечность стоит. То же и со всемирной экологической катастрофой… Человечество ведёт себя, как милое дитя. О том, вроде, второе стихотворение. И знать такое – действительно, это быть обречённым "на адскую муку”.

    Но то ли с Рыжим? Рубцов всё-таки не самоубийством кончил.

     

    "Рыжий попытался вернуть русскому стиху музыку – и был полон этой музыкой, и только она, а никак не бедное и бледное содержание, составляет главную прелесть его стихов” (Дм. Быков. https://поэтика.рф/%d0%bf%d0%be%d1%8d%d1%82%d1%8b/%d1%80%d1%8b%d0%b6%d0%b8%d0%b9/%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bd%d0%be%d0%b5/2/%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82-%d1%87%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%82%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d1%8b%d0%b6%d0%b8%d0%b9-%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b9-%d0%b1%d1%8b%d0%ba%d0%be%d0%b2).

    Быкова надо проверять…Ни одного примера музыкальности он не дал.

    Для музыкальности характерно "предпочтение отдаваемое <…> рифмам грамматически однородным, суффиксальным и флексивным, как звуковым по преимуществу" (Жирмунский. Рифма, её история и теория. Петроград, 1923. С. 40). Флексия – изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова.

    Смотрим флексивные:

    тишину: жену, темнотою: стеною. И т.д. Точно.

    Исключения есть?

    встречен: плечи, его: ничего, могу: долгу, зарю: благодарю. 4 случая из 12. – Мало. Верно.

    Зато суффиксальных только одна рифма – терпенье: сожаленье.

    И вот монотонии ударных гласных в рифмах нету: только о – 8, у, е и и – по 4, а и ю – по 2.

    Внутренних рифм тоже нет.

    Но почти все женские рифмы (с гласной после ударения) – точные: точно повторены после ударения: ою: ою, ечен: ечи, енье: енье, ает: ает, иво: ива, ова: ова.

    Музыкальность, в общем, сомнительна (как почти всё у безответственного Быкова).

     

    Главное – в каждой строчке по 3 сильных ударения:

       
     

    Благодарю за всё. За тишину.

    За свет звезды, что спорит с темнотою.

    Благодарю за сына, за жену.

    За музыку блатную за стеною.

    За то благодарю, что скверный гость,

    я всё-таки довольно сносно встречен -

    и для плаща в прихожей вбили гвоздь,

    и целый мир взвалили мне на плечи.

    Благодарю за детские стихи.

    Не за вниманье вовсе, за терпенье.

    За осень. За ненастье. За грехи.

    За неземное это сожаленье.

    За бога и за ангелов его.

    За то, что сердце верит, разум знает.

    Благодарю за то, что ничего

    подобного на свете не бывает.

    За всё, за всё. За то, что не могу,

    чужое горе помня, жить красиво.

    Я перед жизнью в тягостном долгу,

    и только смерть щедра и молчалива.

    За всё, за всё. За мутную зарю.

    За хлеб. За соль. Тепло родного крова.

    За то, что я вас всех благодарю,

    за то, что вы не слышите ни слова.

       
     

    ...Мне нравятся детские сказки,

    фонарики, горки, салазки,

    значки, золотинки, хлопушки,

    баранки, конфеты, игрушки,

    ...больные ангиной недели

    чтоб кто-то сидел на постели

    и не отпускал мою руку

    – навеки – на адскую муку.

    Это похоже на как бы возвращение тонического стиха, как бы революционного, как бы маяковского.

    "В тонической системе ритм основан на количестве ударений "от рифмы до рифмы", то есть в пределах одной строки” (Минералов).

    Только в 20-е годы была инерция великой революции, а теперь – великая контрреволюция. И теперь-то эпоха Потребления человечество таки погубит.

    А образ какой неожиданный: изобилие игрушек – это ад… Естественно, что такое окружение решительно неспособно услышать. – Впечатление, что свою благодарность "За всё, за всё” он сделал похожим на лермонтовскую “Благодарность”:

       
     

    За всё, за всё тебя благодарю я:

    За тайные мучения страстей,

    За горечь слёз, отраву поцелуя,

    За месть врагов и клевету друзей;

    За жар души, растраченный в пустыне,

    За всё, чем я обманут в жизни был...

    Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

    Недолго я ещё благодарил.

    1840

    Лермонтова родило поражение декабристов и николаевская реакция, а Бориса Рыжего – поражение коммунистической идеи и реставрация капитализма в СССР. Только Лермонтова обстоятельства не сломили – он представитель идеала сверхисторического оптимизма насчёт ЧЕГО-ТО, благого для всех. А Борис Рыжий – мудр, а не несгибаем: просто всем нам – конец. Сердце верит, разум знает.

     

    С этой своей идеей-фикс хлопоты: как уверить хоть себя самого, что тут у Бориса Рыжего замешано подсознание?

    Мой изворотливый ум тут же, как получил задание, даёт ответ: самоубийство его. Пока он не осознавал, чем движимо его творчество, он жил. Такое не могло длиться долго. Он, наконец, понял. Ужаснулся. И жить дальше не захотел. Тем паче, что после осознавания стихи естественно писаться не могут. Только самоповторение. Творческая смерть. – Зачем при этом присутствовать?

    25 мая 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342097  2019-06-06 10:26:35
Воложин
-

05.06.2019
16:35

Подход с другой стороны.

    Попробую проверить, что сказал Вейдле о “Пире во время чумы” Пушкина. ""Пир во время чумы”—почти перевод, даже больше перевод, чем “Анджело”, а здесь в . . .

30.05.2019
12:26

Смогу ли я?..

    Я порылся в памяти и вспомнил, правда, невнятно, что раз меня одни товарищ подбил читать, а следовательно и писать, о книге Музиля “Человек без свойств”. Он, . . .

28.05.2019
21:06

Россия после 90-х - феникс

    Я хочу начать, как часто это делаю, с себя. Являюсь я человеком не от мира сего. Тем странен. И, может, интересен кому-то. Про себя я думаю, что наловчился чуять . . .

28.05.2019
10:47

Но какова выдержка!

    У меня плохая эмоциональная память. Соответственно этому я помню один эпизод без всякого сопереживания. Но всё-таки он мне врезался в память крепко-накрепко. Так . . .

27.05.2019
14:23

Виртуальные перемещения

    На первом, кажется, курсе института у нас был такой предмет – теоретическая механика. И мы знали (наверно, от старших курсов), что преподаватель на экзамене . . .

26.05.2019
17:00

Горькая судьбина

    Однажды я прочёл о себе переписку (в интернете), дескать, на бездарей он вообще не обращает внимания. Я тихо порадовался. То было время, когда я начал осваивать . . .

23.05.2019
08:59

Неужели таки всё - наоборот?

    У меня постепенно чеканились формулы моего эстетического мировоззрения. Когда-то, давно уже, мне стало до смешного ясно, что, если художественное произведение о . . .

20.05.2019
09:59

Поиск - не достижение

    Памяти сожжённых пять лет назад в Одесском Доме Профсоюзов. Этих книг – две в одной. “Обитель” (2014) Прилепина. Большая и маленькая. Маленькая Приложением . . .

17.05.2019
17:58

Хоть треснись головой об стену...

    Я уже привык… А то неуютно мне было, когда я чувствовал, что всё-таки надо прятать, что я не такой как все. Я сперва не прятал. По большой бедности я долго очень . . .

16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100