TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

     

     

    Мне так каацца.

    А. Райкин

    Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”.

    Я удивился, проверил – так и было в том тексте, из-за которого он на меня напал. А иначе и быть не могло. Я ж – как муха, бьющаяся об стекло, думающая, что капля по капле и камень точит. Мне же что надо? Убедить людей, что я прав. Они же не убеждаются. Вот я и от досады, и от желания их всё же убедить пишу истошно. А такой тон требует учащённого “же”.

    (Вот в уже написанном есть 5 “же” на 7 строк.)

    Недавно меня другой нетерпимый упрекнул в первенстве относительно других пишущих по применению местоимений 1-го лица. А это потому, что я имею мнение, что художественность – это то, что способствует сообщению подсознательного идеала автора подсознаниям восприемников. С помощью толкователя чаще всего происходит удачное последействие искусства – словесным намёком толкователя, в чём был подсознательный идеал автора. А толкователь-то тоже тот идеал воспринял своим подсознанием. То есть ему (мне то бишь) нужно иметь в виду в первую очередь свои еле уловимые движения души, пусть и с оглядкой на “текст” произведения. Но. С собой в первую очередь надо иметь дело. Тем паче, что у меня, можно сказать, исключительный набор критериев оценки. Надо с ними читателя ознакомить, иначе он ничего не поймёт. – Вот и якание.

    Ещё один упрёк – сумбурное изложение. – Это объясняется внутренним требованием к себе быть искренним и чутким в рассуждениях. Для чего хороший способ – приём потока сознания. Ерунда, будучи написанной, легче при перечитывании и обдумывании квалифицируется именно как ерунда. И так легче прийти к истине.

    Один из приёмов разбора – посмотреть, что я раньше написал об авторе.

    В данном случае – о Гребенщикове. (В связи с его нашумевшей песней о тележурналисте Владимире Соловьёве {которого я тоже люблю слушать, ибо у него меньше крика, чем на других политических ток-шоу}.)

    Хронологически первым (1987 года) был вывод, что Гребенщиков декадент: “сладострастие: от бесполезных и упорных ударов мушиной головой об стекло закрытого окна”.

    То есть не “капля по капелле и камень точит”, как у меня.

    Я же с тех пор изменился. Я ищу следы подсознательного идеала, а не найдя – решаю не называть вещь художественной.

    Не знаю, как с декадентством у меня за прошедшие 32 года – что-то перестал я этим словом пользоваться. Надо, заодно, подумать, почему. – Не из-за бахтинского ли “срыва голоса”, выбивающегося из хора? Я не применяю ли бахтинские слова в том смысле, что хор – художественность-по-моему (следы подсознательного идеала {всегда позитивно субъективного})… А срывы голоса – всякого рода нехудожественность. Вплоть до осознаваемо идеологического искусства. (Я за истекшие 32 года понятие “идеологическое искусство” сменил на неприкладное искусство, и идеологическое для меня стало прикладным, призванным усиливать или уточнять знаемое переживание.)

    Ещё я в Гребенщикове за истекшее время находил, помнится, пробуддизм и даже в ранге подсознательного идеала (тут), хоть он вполне осознанно ездил в Тибет за более чем десяток лет до создания песни, заставившей меня признать её художественность. Пробуддизм вполне себе позитивен: бесчувственность. Это аморально с точки зрения других, но не со стороны пробуддиста. Это не “сладострастие: от бесполезных и упорных ударов мушиной головой об стекло”.

    Может, Гребенщиков эволюционировал от декадента к пробуддизму?

    Вот и посмотрим на новую песню, одно она или другое? Или, может, что-то третье?

    Вечерний мудозвон

       
     

    Я всю жизнь брожу по просторам

    И готов еще жизнь так кружить

    И кого не спроси — все несутся в такси

    И никто не научит, как жить

    Но в центре просторов есть место

    Где светло и туда все глядят

    И там на совесть и честь всех научат, как есть

    Детей, стариков и ребят

    Вечерний мудозвон!

    Вечерний мудозвон!

    Подлинный труженик наших времен

    Вечерний, вечерний

    Вечерний мудозвон!

    Вечерний мудозвон!

    Честнее, правдивей и лучше всех он

    Вечерний мудозвон

    Он все, что закажут – расскажет

    И ответит на каждый вопрос

    У народа душа, но за ней ни гроша

    Но зато мы утерли всем нос!

    Он сияет, как новый полтинник

    С него капают лосьоны и лак

    И когда гопота распинает Христа

    Он объяснит отчего Христос враг

    Вечерний мудозвон!

    Вечерний мудозвон!

    Когда нужна правда – правдивей всех он

    Вечерний, вечерний

    Вечерний мудозвон!

    Вечерний мудозвон!

    Вот истинный памятник наших времен

    Вечерний мудозвон

    2019

    Когда я его счёл декадентом, я предлагал себе и другим не обольщаться позой героического противостояния скучной арифметике и правилам. Чтоб быть последовательным, надо и теперь не обольщаться героическим применением обсценного слова.

    (Жаль, я так и не исполнил давнего намерения написать таблицу-разоблачение пробуддизма. Слева – цитата из политкорректного представления пробуддизма каким-нибудь авторитетом; типа: “Родители дают детям все возможные предрассудки. Ошо”. А справа – разоблачение: “Р-р-революцион! Да здравствует Я!” – И т.д.)

    В 1987 году Гребенщиков для меня сливался с р-р-революционером Бодхидхармой 1984 года. В 2019 он сливается с лирическим "я”.

    Почему я 32 года назад не клюнул на буддизм? Для меня тогда превалировало впечатление от монотонных ударов музыки. Я не соотнёс: 1) слов Бодхидхармы-по-настоящей-легенде, что всё – иллюзия, с 2) издевательством Бодхидхармы Гребенщикова про “историю (становления, понимай) светлых времён”. То есть с враньём-коммунизмом. За который надо-по-официальному бороться. Что трудно. А лучше – в пику – ничего не делать и даже не чувствовать. Так почему я ещё в 1987-м не счёл Гребенщикова пробуддистом?

    Чёрт меня знает.

    А как мне спустя 32 года суметь себе доказать, что за всё это время у Гребенщикова пробуддизм этот так и не перешёл из подсознания в сознание? Ведь из-за одного слова “Бодхидхарма” и в 1984-м можно было считать Гребенщикова не художником, а простым иллюстратором знаемого буддизма. Надоедливые монотонные музыкальные удары можно было не мушиным сладострастием мазохистским счесть, а иллюстрацией доведения до предвзрыва, что сам взрыв предполагало понимать как творящего из мира пустоту… бесчувствие.

    Длинное и сложное мыслительное построение, но всё-таки не новое в мире, а иллюстрация, повторяю, знаемого.

    Достаточно талантливая, но иллюстрация. Оставляющая песню про Бодхидхарму пусть и в прикладном, но в искусстве.

    Так вот так всё передумав теперь, чем я сочту похожую песню 2019 года?

    Ведь похожая.

    Там – история становления светлых времён (коммунизма), тут – "мы утерли всем нос”.

    В 1984-м было 7 лет до краха так называемого социализма с его перспективой коммунизмом с того удовлетворением каждым неограниченных материальных потребностей. А в 2019-м сколько лет до краха России с путинской национальной идеей, патриотизмом?

    Если сообразить, что перифразы "Где светло и туда все глядят” + “Вечерний” - это один из центральных каналов телевидения, например, Россия-1, "Честнее, правдивей” - это политическое ток-шоу на этом канале, "он” - это телеведущий в каждодневной программе “Вечер с Владимиром Соловьёвым”, то публицистичность (не в пример Бодхидхарме) низводит песню из искусства вообще, даже из прикладного.

    1 октября 2019 г.

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

20.10.2019
12:59

Я волком бы выгрыз...

    Механизм создания догматизма у меня такой. – Я насобирал искусствоведческих принципов, заметил, что они взаимосогласованы, нанизал на них целые гирлянды . . .

17.10.2019
13:15

Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?

    Когда я осведомился, какой первый смертный грех у католиков – гордыня – я решил писать эту статью. Внутренняя подстраховка мне была не нужна: я две статьи написал . . .

14.10.2019
04:13

Как мне себя вести?

    Я чувствую, что повторяюсь. А не могу сдержаться и раз за разом лезу со своим уставом в чужой монастырь. Могу приесться как приставучий? Ведь сколько раз я ни . . .

13.10.2019
09:20

Даёшь романтизм!?.

    Начну издали. И, извиняюсь, с политики. Я уел сторонника нацистского влияния на политику Украины. Это – я заподозрил и оказался прав – уязвило другого, такого же . . .

11.10.2019
14:00

Проба вжиться

    Опять, больше про меня, чем про автора… Сенцова. Обвинённого в терроризме в Крыму и обмененного в порядке процесса примирения России и Украины. В связи с его . . .

10.10.2019
15:22

Что к чему

    Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ “Хорей" (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В . . .

08.10.2019
23:02

Моё поражение

    В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Пушкин. История села Горюхина. Поддаюсь смахивающей на графоманство пробе . . .

05.10.2019
15:57

От отчаяния

    Памяти Гия Канчели. Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо . . .

03.10.2019
21:22

Лояльность

    Я смотрел фильм Сокурова “Одинокий голос человека” (1978) лояльно, внимательно. Потому что это был фильм, запрещённый к показу в СССР и чудом спасённый от . . .

02.10.2019
15:25

ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца

    Я полностью прочёл несколько других произведений Михаила Шишкина. Даже написал о них статьи (см. тут, тут и тут). Поэтому, думаю, могу себе позволить и не дочитать . . .

01.10.2019
15:04

О мёртвом

    Умер Марк Захаров. Вот времечко было! Отличных фильмов – полно. Я, помню, за секунду определял, хороший фильм или нет. А сегодня начался какой-то сериал. Мне самые . . .

29.09.2019
21:17

Любовь зла, полюбишь и козла

    Обидела меня жизнь или нет? Я такой уродился, что люблю что-то себе усвоить и потом тому следовать. Традиционалист этакий, если политизировать, что ни попадя. Если . . .

26.09.2019
14:48

Как это назвать?

    Когда мне становится скучно, я в последнее время прибегаю к Дмитрию Быкову. Он почти обязательно ляпает что-то несусветное. (С моей точки зрения.) А область эта – . . .

25.09.2019
17:06

Взять ли грех на душу?..

    Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить . . .

23.09.2019
19:27

Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

    Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана . . .

22.09.2019
12:30

Рая знает всё

    Я тоже. Честно. Без такого самообмана ведь невозможно, чтоб автор вылез на публику со своим опусом. (Я не имею в виду теперешнее явление соцсетей, куда валят все . . .

21.09.2019
17:25

Срыв Гоголя и Мейерхольда

    …в центре всего знавший одну лишь думу – о Боге. Тут не было ни религиозного кризиса и никакого “поворота” в религиозную сторону, – ведь Гоголь с детства был . . .

17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100