Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.10.2019 |
Новое время - старые песни
Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. Я удивился, проверил – так и было в том тексте, из-за которого он на меня напал. А иначе и быть не могло. Я ж – как муха, бьющаяся об стекло, думающая, что капля по капле и камень точит. Мне же что надо? Убедить людей, что я прав. Они же не убеждаются. Вот я и от досады, и от желания их всё же убедить пишу истошно. А такой тон требует учащённого “же”. (Вот в уже написанном есть 5 “же” на 7 строк.) Недавно меня другой нетерпимый упрекнул в первенстве относительно других пишущих по применению местоимений 1-го лица. А это потому, что я имею мнение, что художественность – это то, что способствует сообщению подсознательного идеала автора подсознаниям восприемников. С помощью толкователя чаще всего происходит удачное последействие искусства – словесным намёком толкователя, в чём был подсознательный идеал автора. А толкователь-то тоже тот идеал воспринял своим подсознанием. То есть ему (мне то бишь) нужно иметь в виду в первую очередь свои еле уловимые движения души, пусть и с оглядкой на “текст” произведения. Но. С собой в первую очередь надо иметь дело. Тем паче, что у меня, можно сказать, исключительный набор критериев оценки. Надо с ними читателя ознакомить, иначе он ничего не поймёт. – Вот и якание. Ещё один упрёк – сумбурное изложение. – Это объясняется внутренним требованием к себе быть искренним и чутким в рассуждениях. Для чего хороший способ – приём потока сознания. Ерунда, будучи написанной, легче при перечитывании и обдумывании квалифицируется именно как ерунда. И так легче прийти к истине. Один из приёмов разбора – посмотреть, что я раньше написал об авторе. В данном случае – о Гребенщикове. (В связи с его нашумевшей песней о тележурналисте Владимире Соловьёве {которого я тоже люблю слушать, ибо у него меньше крика, чем на других политических ток-шоу}.) Хронологически первым (1987 года) был вывод, что Гребенщиков декадент: “сладострастие: от бесполезных и упорных ударов мушиной головой об стекло закрытого окна”. То есть не “капля по капелле и камень точит”, как у меня. Я же с тех пор изменился. Я ищу следы подсознательного идеала, а не найдя – решаю не называть вещь художественной. Не знаю, как с декадентством у меня за прошедшие 32 года – что-то перестал я этим словом пользоваться. Надо, заодно, подумать, почему. – Не из-за бахтинского ли “срыва голоса”, выбивающегося из хора? Я не применяю ли бахтинские слова в том смысле, что хор – художественность-по-моему (следы подсознательного идеала {всегда позитивно субъективного})… А срывы голоса – всякого рода нехудожественность. Вплоть до осознаваемо идеологического искусства. (Я за истекшие 32 года понятие “идеологическое искусство” сменил на неприкладное искусство, и идеологическое для меня стало прикладным, призванным усиливать или уточнять знаемое переживание.) Ещё я в Гребенщикове за истекшее время находил, помнится, пробуддизм и даже в ранге подсознательного идеала (тут), хоть он вполне осознанно ездил в Тибет за более чем десяток лет до создания песни, заставившей меня признать её художественность. Пробуддизм вполне себе позитивен: бесчувственность. Это аморально с точки зрения других, но не со стороны пробуддиста. Это не “сладострастие: от бесполезных и упорных ударов мушиной головой об стекло”. Может, Гребенщиков эволюционировал от декадента к пробуддизму? Вот и посмотрим на новую песню, одно она или другое? Или, может, что-то третье? Вечерний мудозвон
Когда я его счёл декадентом, я предлагал себе и другим не обольщаться позой героического противостояния скучной арифметике и правилам. Чтоб быть последовательным, надо и теперь не обольщаться героическим применением обсценного слова. (Жаль, я так и не исполнил давнего намерения написать таблицу-разоблачение пробуддизма. Слева – цитата из политкорректного представления пробуддизма каким-нибудь авторитетом; типа: “Родители дают детям все возможные предрассудки. Ошо”. А справа – разоблачение: “Р-р-революцион! Да здравствует Я!” – И т.д.) В 1987 году Гребенщиков для меня сливался с р-р-революционером Бодхидхармой 1984 года. В 2019 он сливается с лирическим "я”. Почему я 32 года назад не клюнул на буддизм? Для меня тогда превалировало впечатление от монотонных ударов музыки. Я не соотнёс: 1) слов Бодхидхармы-по-настоящей-легенде, что всё – иллюзия, с 2) издевательством Бодхидхармы Гребенщикова про “историю (становления, понимай) светлых времён”. То есть с враньём-коммунизмом. За который надо-по-официальному бороться. Что трудно. А лучше – в пику – ничего не делать и даже не чувствовать. Так почему я ещё в 1987-м не счёл Гребенщикова пробуддистом? Чёрт меня знает. А как мне спустя 32 года суметь себе доказать, что за всё это время у Гребенщикова пробуддизм этот так и не перешёл из подсознания в сознание? Ведь из-за одного слова “Бодхидхарма” и в 1984-м можно было считать Гребенщикова не художником, а простым иллюстратором знаемого буддизма. Надоедливые монотонные музыкальные удары можно было не мушиным сладострастием мазохистским счесть, а иллюстрацией доведения до предвзрыва, что сам взрыв предполагало понимать как творящего из мира пустоту… бесчувствие. Длинное и сложное мыслительное построение, но всё-таки не новое в мире, а иллюстрация, повторяю, знаемого. Достаточно талантливая, но иллюстрация. Оставляющая песню про Бодхидхарму пусть и в прикладном, но в искусстве. Так вот так всё передумав теперь, чем я сочту похожую песню 2019 года? Ведь похожая. Там – история становления светлых времён (коммунизма), тут – "мы утерли всем нос”. В 1984-м было 7 лет до краха так называемого социализма с его перспективой коммунизмом с того удовлетворением каждым неограниченных материальных потребностей. А в 2019-м сколько лет до краха России с путинской национальной идеей, патриотизмом? Если сообразить, что перифразы "Где светло и туда все глядят” + “Вечерний” - это один из центральных каналов телевидения, например, Россия-1, "Честнее, правдивей” - это политическое ток-шоу на этом канале, "он” - это телеведущий в каждодневной программе “Вечер с Владимиром Соловьёвым”, то публицистичность (не в пример Бодхидхарме) низводит песню из искусства вообще, даже из прикладного. 1 октября 2019 г.
|
||||||
21.10.2019 |
|
||||||
20.10.2019 |
|
||||||
17.10.2019 |
Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?
|
||||||
14.10.2019 |
|
||||||
13.10.2019 |
|
||||||
11.10.2019 |
|
||||||
10.10.2019 |
|
||||||
08.10.2019 |
|
||||||
05.10.2019 |
|
||||||
03.10.2019 |
|
||||||
02.10.2019 |
ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца
|
||||||
01.10.2019 |
|
||||||
29.09.2019 |
|
||||||
26.09.2019 |
|
||||||
25.09.2019 |
|
||||||
23.09.2019 |
Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»
|
||||||
22.09.2019 |
|
||||||
21.09.2019 |
|
||||||
17.09.2019 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"