TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

20.10.2019
12:59

Я волком бы выгрыз...

    Механизм создания догматизма у меня такой. – Я насобирал искусствоведческих принципов, заметил, что они взаимосогласованы, нанизал на них целые гирлянды . . .

17.10.2019
13:15

Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?

    Когда я осведомился, какой первый смертный грех у католиков – гордыня – я решил писать эту статью. Внутренняя подстраховка мне была не нужна: я две статьи написал . . .

14.10.2019
04:13

Как мне себя вести?

    Я чувствую, что повторяюсь. А не могу сдержаться и раз за разом лезу со своим уставом в чужой монастырь. Могу приесться как приставучий? Ведь сколько раз я ни . . .

13.10.2019
09:20

Даёшь романтизм!?.

    Начну издали. И, извиняюсь, с политики. Я уел сторонника нацистского влияния на политику Украины. Это – я заподозрил и оказался прав – уязвило другого, такого же . . .

11.10.2019
14:00

Проба вжиться

    Опять, больше про меня, чем про автора… Сенцова. Обвинённого в терроризме в Крыму и обмененного в порядке процесса примирения России и Украины. В связи с его . . .

10.10.2019
15:22

Что к чему

    Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ “Хорей" (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В . . .

08.10.2019
23:02

Моё поражение

    В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Пушкин. История села Горюхина. Поддаюсь смахивающей на графоманство пробе . . .

05.10.2019
15:57

От отчаяния

    Памяти Гия Канчели. Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо . . .

03.10.2019
21:22

Лояльность

    Я смотрел фильм Сокурова “Одинокий голос человека” (1978) лояльно, внимательно. Потому что это был фильм, запрещённый к показу в СССР и чудом спасённый от . . .

02.10.2019
15:25

ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца

    Я полностью прочёл несколько других произведений Михаила Шишкина. Даже написал о них статьи (см. тут, тут и тут). Поэтому, думаю, могу себе позволить и не дочитать . . .

01.10.2019
15:04

О мёртвом

    Умер Марк Захаров. Вот времечко было! Отличных фильмов – полно. Я, помню, за секунду определял, хороший фильм или нет. А сегодня начался какой-то сериал. Мне самые . . .

29.09.2019
21:17

Любовь зла, полюбишь и козла

    Обидела меня жизнь или нет? Я такой уродился, что люблю что-то себе усвоить и потом тому следовать. Традиционалист этакий, если политизировать, что ни попадя. Если . . .

26.09.2019
14:48

Как это назвать?

    Когда мне становится скучно, я в последнее время прибегаю к Дмитрию Быкову. Он почти обязательно ляпает что-то несусветное. (С моей точки зрения.) А область эта – . . .

25.09.2019
17:06

Взять ли грех на душу?..

    Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить . . .

23.09.2019
19:27

Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

    Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана . . .

22.09.2019
12:30

Рая знает всё

    Я тоже. Честно. Без такого самообмана ведь невозможно, чтоб автор вылез на публику со своим опусом. (Я не имею в виду теперешнее явление соцсетей, куда валят все . . .

21.09.2019
17:25

Срыв Гоголя и Мейерхольда

    …в центре всего знавший одну лишь думу – о Боге. Тут не было ни религиозного кризиса и никакого “поворота” в религиозную сторону, – ведь Гоголь с детства был . . .

17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, “Андрей Рублёв”) был движим подсознательным идеалом благого для всех индивидуалистов сверхбудущего, думая, что многие его понимают, кроме начальства. А народ – за. – Рано или поздно заблуждение это относительно народа должно было стать ему ясным. И он о простом народе мнение переменил, когда сгорела его дача. Не известно отчего, но он подозревал народ, это "специфическое русское раздражение от чрезмерно расцветавшего соседского имения, “заслуживающего” уже своего “красного петуха”…” (Суркова. Тарковский и я. 2002. С. 193). И было приведено высказывание Тарковского о рассказе Бунина “Ермил” (1912), иллюстрирующее, какой он плохой, русский народ.

    Я рассказ прочёл, и он мне показался иллюстрацией, автор которой думал, что он реалист, а не иллюстратор, понимая реализм (может ли такое быть?), как его понимаю я: раньше всех происходит в процессе писания или в замысле догадка о чём-то социальном, социуму ещё неведомом, что близко по авторскому самоощущению к науке, которая тоже вскрывает поначалу невидимое. Обстановка в стране, вроде, соответствовала. Поражением кончилась революция 1905 года, и шло к её продолжению. Общественное мнение (кроме реакционного) было за народ. И увидеть народа плохие качества было неким открытием. Может, даже подсознательным (что меня восторгает; я люблю из собственных соображений доходить до оценки произведения художественным {за следы подсознательного идеала автора} у того автора, который всем признан великим). А Бунин же – великий… И вот я-де тоже к тому пришёл… – Заманчиво!

    Ермил, носитель тёмного начала в душе, убил почём зря мужика, хотевшего на святки попугать Ермила. Чего он?

    "Как многие из тех, кто никогда не видали добра ни от начальника, ни от ближнего, он давно мечтал быть от людей подальше. Они его не любили, он их чуждался. Они им помыкали, думая, что он дурак и безответный. Он же, помалкивая, копил в себе утеху - злое сознанье, что далеко не так он прост, как думают. Он внушил себе, что все ему лиходеи, и жил, надвинув шапку на глаза, но сторожко…”.

    И – бац – непосредственное впечатление: что это просто следование длящейся в демократических кругах того времени моде на реализм. Следование, отношения к искусству не имеющее…

    Вы видите: всё объяснено. Как в науке. Общий негативизм друг к другу: людей и Ермила. Это исходное. Он спровоцировал, чтоб его испугали, рассказав, как он себе это представляет. Слушатели и решили его рассказ повторить, считая, что ермилово "мне и каюк...” это "пофорсить пришел, побрехать”. А он же пугается с превышением пределов самообороны, сам не понимая, что как раз превышает. Вот приготовился с этим превышением, испугался, когда к нему пришли, и убил. Виновато "не любили”. – Иллюстрация заранее знаемого: народ плох от темноты и грубости, с суеверием "о разгуле нечистой силы в середине зимы” (Википедия).

    Как попал Ермил в спокойное место, в монастырь, "не было человека работящее его”. Обстоятельства лепят человека. Ура! – радуется-де Бунин, сумевший пройти по проторённой дороге, не понимая, что проторённое – это не искусство.

     

    Я прибавил частицу “ли” в заголовок и двигаюсь далее.

     

    Бунин сперва был за народников, после их разгрома стал толстовцем (см. http://art-otkrytie.narod.ru/bunin3.htm). А потом…

    "В 1910-е гг. Бунин усиливает ведущие линии повествования, связанные с противопоставлением точки зрения героя и общей авторской позиции” (Вантенков. В диссертации Каменецкой. https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-povestvovaniya-v-proizvedeniyakh-ia-bunina-1910-1920-kh-godov).

    Начало рассказа:

    "В наших местах есть довольно большой лес, который зовут Островами. Вот что случилось в нем несколько лет тому назад, на Святках, когда караулил его некто Ермил, малорослый, коротконогий, морщинистый мужичишка”.

    Автор не считает зло в народе нормой (как обиженный Тарковский).

    Или я не прав и Тарковского обижаю. Тот считал: "Грабитель, конечно, приходит…” (Суркова. С. 194).

    Так, может, эти двое, кому Ермил рассказал про "каюк”, с такой целью и шли, мол, пугать? Умрёт, обшарим, если деньги есть – заберём. Ермил же заговаривал: "Мне, брат, шесть целковых не деньги...”. Дразнил. – Так кто знает, зачем именно пришли пугать Ермила, если шесть рублей для того не деньги.

    Может, неясность как раз и есть идеал Бунина? Как бы равнодействующая: 1) "авторской позиции” (повествовательской) и 2) героев. И потому "В период с 1911 по 1913-й г. произведения Бунина тяготеют к “сказовому повествованию”” (Каменецкая). Для более яркого отличия от якобы научной речи повествователя, следующего моде на реализм у прогрессивной части общества.

    То есть Бунин против прогрессивной части общества. И его влечёт из предшествовавшего пробуддизма, пассивного демонизма, в активный, ницшеанский. Принципиальная неясность человеческого бытия, клонящаяся больше ко Злу – чем не дальний образ идеала метафизического иномирия?

    Хм. А ведь тут для меня спасение. Этак Бунин оказывается творящим под воздействием не попадающего пока в его сознание идеала метафизического принципиально недостижимого ницшеанского иномирия, только тем и радующего художника, что удаётся дать какой-то образ его. Этак у меня Бунин становится на путь величия.

    Но есть ли в тексте образ этого иномирия?

    По-моему, есть. В месте перехода от текста, близкого к "сказовому повествованию”, к тексту с безэмоциональной (якобы научной) "авторской позиции” (повествовательской). – Я околосказовое процитирую шрифтом косым нежирным, повествовательское – косым жирным, а между ними – не то и не то, образ иномирия – прямым жирным:

    "- А ты что ж думаешь? - подхватил Ермил. - Время святошное... Кто-нибудь шутку вздумает, полушубок для смеху вывернет, да под окно, а мне и каюк...

    - А! - опять сказал Махор, но уже равнодушно. - Значит, ты просто пофорсить пришел, побрехать... А я-то, дурак, с тобой зубы чешу.

    И опять наклонился к гармонии. Но вдруг загоготал и подмигнул Мишке.

    - Чего ты? - торопко спросил Ермил.

    - А то чего же! - ответил Махор весело и загадочно.

    Ермил посидел еще минуту, чтобы не заметили его торжества, - он понял этот хохот, он уже не сомневался теперь, что Ванька придет в вывернутом полушубке, - и, сославшись на то, что припоздал, наобещав непременно договориться "как-нибудь на гулянках" о сапогах, вышел вон, пока Махор зажигал лампочку. Была уже ночь. Мерзлые помои у порога тускло блестели. Высоко, над самой головой, ныряли и сияли в волнистых облаках луна и какая-то яркая звезда. Сиял порою и крест церкви, когда быстро шел мимо нее Ермил.

    Пришел он домой поздно. Кобель сидел у избы, против луны, ждал его. Дружно и быстро вошли они в избу и тотчас же, не зажигая огня, легли спать".

    В околосказе торжество задуманного зла. В образе иномирия – торжество от выраженности этого иномирия (помои блестели, сияли луна, звезда и крест: иномирие не есть что-то из перечисленного ни низкого, ни высокого, но неравнодушно, раз выражено). В повествовании от повествователя луна не вызывает эмоций.

    Ницшеанцы не выдерживают того, что иномирие, ими переживаемое как-то не вполне осознаваемо и явно непостижимое для обычной публики, не будет публикой как-то понято и принято. Поэтому ницшеанцы хотя бы образ этого иномирия дают восприемникам: вдруг что-то поймут.

    Тот факт, с каким трудом я пробивался к такому выводу говорит, мне во всяком случае, что у Бунина тогда ницшеанство было точно подсознательным идеалом.

     

    Любопытно, что Тарковский, будучи художником, ставшим ницшеанцем, подсознанием почуяв художественность у Бунина, так и не понял ни бунинского, ни своего ницшеанства, ценных лишь своим подсознательным качеством. Вот что было в его сознании:

    "Я очень люблю Бунина. Это был единственный русский писатель, который сказал недвусмысленную правду о русском человеке, крестьянине, о простом русском человеке, о “богоносце”... Ну, еще Чехов об этом говорил... Но ни Толстой, конечно, со своим Каратаевым по существу ничего не сказал на эту тему, ни Достоевский, ни Тургенев... Они все описывали идеализированных мужиков... Никто из них ничего в них не понимал... А как страшно обернулось для России это незнание русского мужика! А вина в том тех “знатоков” русской истории и русского народа, которые были переполнены так называемой “любовью” к нему. А вот Бунин как бы ненавидел русского мужика...” (Суркова. С. 193).

    2 сентября 2019 г.

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100