Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.11.2018 |
|
06.11.2018 |
Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.
|
01.11.2018 |
|
28.10.2018 |
В связи с юбилеем Марка Захарова.
|
27.10.2018 |
|
26.10.2018 |
|
22.10.2018 |
Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?
|
20.10.2018 |
|
19.10.2018 |
Шаргунов со мной, наверно, не согласится. Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают выступающие один за другим. Даже лауреат Нобелевской премии Алфёров. А я ж знаю точно, что в 1996-м году Зюганов дал всех обмануть, что не он, а Ельцин выиграл президентские выборы. – Струсил. Гражданской войны. И правильно струсил. Не нужна опять гражданская война. Не выдержит Россия. Ну так пусть и не призывают к революции выступающие на съезде! Нет! Они призывают. Зюганов их не останавливает. Почему? Потому что ему важно иметь привилегии парламентской партии. Для скольких-то там человек – привилегии. И всё. – А чтоб быть парламентской партией, надо иметь солидный электорат, обеспечивающий минимальный и больше процент голосующих на выборах в Думу. А чтоб то было, надо выражать возмущение бедного народа – кричать про революцию. Про себя зная, что она не наступит, поскольку не так уж страшна бедность на самом деле, и достаточно малая доля населения так бедна, что готова на революцию. То есть липа это – страстные выступления на съезде. И это, наверно, чувствует и умница Шаргунов, член этой партии. И даже куда-то от неё высоко избран. И действительно, наверно, против капитализма он (как и большинство в глубине души). Но он и вообще против всего вокруг. В глубине души же. И против Александра Меня, и против Рохлина, и против Щекочихина, и Талькова. Для того о них что-то есть в рассказе “Террор памяти”. Против всего Шаргунов. И это вырывается даже и прямыми словами (воспоминания о себе, мол, трёхлетнем): "Внезапное озарение: всё пройдёт, всё уже случилось, внятное чувство бренности…”. И тут я поражён в самое сердце, красно говоря.
Горе, горе мне. Я, во-первых, неравнодушен к ницшеанству (что может отпугнуть целые пласты читателей). Во-вторых, оно у меня, боюсь, не такое, как большинство его понимают – безнравственным. Оно для меня – подсознательное выражения сладости… принципиально недостижимого иномирия, метафизического (потому и принципиально недостижимого). Так беда ещё и в этом подсознательном. – Ну какое подсознательное, когда, вон, и иномирное "бессмертие” буквами написано в рассказе. И сладость недостижимого чётко отражена словами: "Есть, есть магия в этой химии памяти”. Или менее чётко: "возвращаешься к этому драгоценно мерцающему сору”. Противоречие "драгоценно” и "сор” в столкновении дают эту сладость принципиально недостижимого. И это, ещё недопонятое, само по себе ценность – художественная. ЧТО-ТО, словами сперва невыразимое (даже жаль, что мой опыт так велик, что я в секунды невыразимое перевожу в выраженное словом и лишаю себя удовольствия наслаждаться художественным ЧТО-ТО подольше).
Речь в рассказе об избыточности памяти. Незначительнейшие штрихи возвращает она из небытия. У неандертальцев была эйдетическая память – они видели вспомненное так же, как наяву. Это известно по случаям редких среди людей случаев рудиментов дочеловеческого прошлого. Отмерла в нас эта часть мозга (затылочная). Он вообще у нас всё уменьшается, и мы становимся всё менее эмоциональными. Ну речь-то речь… Она лишь для того, чтоб выразить идеал. Сверхценное. Метафизическое иномирие. И в рассказе, как и в памяти, есть что-то, не работающее на это выражение впрямую. Например, троеточие в начале одного предложения. Предложение об Александре Мене. Священнике. А перед тем – микроабзац о самом ядре христианства – всеобщем спасении. “Раз не в коммунизм, в Христа верить, что ли?” - как бы говорит лирическое я насмешливо. Насмешка видна в таком словосочетании: "мёртвые вскочат”. “Если б хоть в это верить, не нужно было б ницшеанское иномирие”, - как бы продолжает лирическое я. И – обрывается это перескоком к Александру Меню. И использованием отрезвляющего троеточия. Трезвость по отношению к этому скучному-прескучному миру ("поскольку многое повторяется, ты действуешь на автомате”) есть необходимое то, от чего отталкивается душа в своём устремлении вообще вон, в метафизическое иномирие. Что именно о метафизическом речь, говорит вспомненное (уже некое иномирие), не только бывшее в жизни лирического я, но и не бывшее, а лишь могшее быть – участливое отношения “я”-школьника к упавшей учительнице труда, а ещё – чутьё её, что из всех учеников только он, Серёженька, способен на такое участие. Промельк этой виртуальности через много лет был, когда они встретились и не сказали благодарных слов. И, наконец, воспоминание об этом неслучившемся ещё раз, теперь, во время повествования. Всё-всё-всё вспоминается, по большому счёту, как плохое. Даже первая любовь – Юлька. Где-то в начале рассказа “он” “ей” сорвал ветку сирени, в конце рассказа Юлька бросила эту ветку под колёса троллейбуса. "…кокетка. Какой был номер у того троллейбуса? 28? О, Боже, зачем мне это?” То есть и итоговое отношение "к этому драгоценно мерцающему сору” - негативное. Всё – плохо на Этом свете. И одно хорошо. Мне. Потому что вселяет надежду, что Шаргунов всё-таки недоосознаёт свой ницшеанский идеал (то есть это – рассказ художественный). Доосознавал бы – не написал бы "Боже” с большой буквы. Ницшеанцу больше пристало б ругнуться: “О, Чёрт, зачем мне это?” Можно и проверить, прав ли я. Это возможно тем, кто с ним близок и кто прочтёт эту статью. Надо спросить его: “Сергей, ты ницшеанец?”. Он должен ответить: “Нет”. 8 октября 2018 г.
|
16.10.2018 |
|
12.10.2018 |
|
11.10.2018 |
Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)
|
09.10.2018 |
|
04.10.2018 |
|
03.10.2018 |
|
30.09.2018 |
Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.
|
29.09.2018 |
|
28.09.2018 |
|
27.09.2018 |
Стоит ли иное у Сорокина читать.
|
24.09.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"