TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.12.2017
12:33

Вот это да!

    Столетию Великой Октябрьской Революции посвящается. И “Время, вперед!” Швейцера с гениальной музыкой Свиридова было не пропагандой социалистической . . .

04.12.2017
21:07

Мгновенье, ты прекрасно.

    Я стал слишком опытным. Это плохо. Мне слишком быстро становится ясно, каким идеалом движим был автор. Скажем, Прилепин, когда в конце его “Греха” (2007) я читаю: . . .

27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне . . .

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

19.11.2017
12:23

Царя жалко.

    Пишу по сомнительной привычке отчитываться. Фильм “Матильда” настолько нашумел*, что не посмотреть его я не мог. А посмотрев, вот, отчитываюсь. Не стоил он шума . . .

10.11.2017
16:42

Несколько догм.

    Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик в 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – . . .

09.11.2017
14:16

Эстетический аморализм.

    Только что произошло чудо. Я кончил читать роман Леонтьева “В своём краю” (1864). И чудо было в том, что я не мог оторваться от чтения. Я даже терял представление о . . .

08.11.2017
10:27

Утрилло.

    Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что . . .

07.11.2017
09:28

Раз на раз не приходится?

    Восхитившись “Грехом” Прилепина, я стал читать вещь “Санькя” (2006). – Не идёт. И не потому, что предмет изображения – отвратный: нацболы, а потому что в каждой . . .

03.11.2017
15:03

Ущербность. Чья?

    Норштейн сумел уловить в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно пытаются определить как "менталитет" русского человека, и именно в . . .

02.11.2017
15:15

По поводу фильма "Союз-7".

    Нахожусь в положении, отдалённо похожем на положение Джанибекова и Савиных. Я ведь обычно зачем берусь писать? Чтоб объяснить себе и читателям моим, что мне . . .

31.10.2017
10:41

Почему я не верю Туманову.

    Речь в итоге о его неких свидетельствах о Высоцком. А пока – о себе, как инструменте обнаружения самообманов Туманова. Я должен был умереть. В год и два месяца. У . . .

30.10.2017
11:37

Мда.

    Вот я и посмотрел фильм, в котором есть ЧТО-ТО, а что это, я не понял. Редко, когда можно наткнуться на такой фильм. Вроде, реквием по иррационализму. “Послесловие” . . .

28.10.2017
09:54

Неужели я догматик?

    Уважаемый читатель мой! Тут главное слово “мой”. Потому что, кто меня уже читал, знает, что прочесть стоит. А новичка я отпугнуть могу. Потому что хочу начать с . . .

26.10.2017
09:55

На засыпку.

    Я смотрел дрянной сериал, а в нём всё звучало и звучало явно хорошее стихотворение. В конце оказалось, что оно Мандельштама.

    КАЛОША.

     

    Для резиновой калоши

    Настоящая беда,

    Если день — сухой, хороший,

    Если высохла вода.

    Ей всего на свете хуже

    В чистой комнате стоять:

    То ли дело шлепать в луже,

    Через улицу шагать!

    1926

    Два вопроса: почему стихотворение производит впечатление хорошего и каким идеалом автора движимо было его сочинение?

    Может, магнетизируют повторы согласных внутри классов? Причём классы взаимопересекающиеся: класс С (з-зь-с-сь), класс 3 (з-ж), класс Ж (ж-ш), класс Ш (с-ш), класс Ч (ш-щ-ч) и отдельный класс К (х-г-к), а может, и класс Р (л-ль-р-рь). Все согласные, что есть в слове “калоша”.

    КАЛОША.

     

    Для резиновой калоши

    Настоящая беда,

    Если день — сухой, хороший,

    Если высохла вода.

    Ей всего на свете хуже

    В чистой комнате стоять:

    То ли дело шлёпать в луже,

    Через улицу шагать!

    Красные есть в каждой строке и не по разу. Синих нет в двух строках из восьми. Зелёных – в трёх.

    Это чарует подсознание. А сознание пленяет какая-то понятность и естественность, что ли. Нелитературность. Когда литературная яркость и какая-то непонятность запросто встречается у Мандельштама.

     

    Как черный ангел на снегу…

    Вооруженный зреньем узких ос,

    Сосущих ось земную, ось земную…

    Отравлен хлеб, и воздух выпит…

    "Калоша” похожа на его ранние стихи.

     

    Только детские книги читать,

    Только детские думы лелеять,

    Все большое далеко развеять,

    Из глубокой печали восстать.

    Но тут 1926-й год. Не ранее оно.

    Память у меня плохая, я помню только, что Мандельштама несколько раз качало на смене идеалов. Какая смена когда – не помню. Так можно ли попасть “Калошей” в “место”, уже как бы заготовленное для такой простоты?

    Я попал точно – в статью о “Египетской марке” (1927). Когда у него возродился идеал соединения несоединимого, когда его тихо всё устраивает. Не абы какая жизнь, не низкая (что было бы импрессионизмом), а средняя. Оттого и тема – терзания (высокое)… ничтожества такого, как калоши. Воспета гармония предмета и его функции. Калоши спасают от грязи. Гармония – в столкновении: "беда” / “хороший”, “чистой” / “луже”. А простота – образ именно такой гармонии среднего, беззалётного, беспровального.

    А как же со стихомолчанием: "После 1925 года Мандельштам на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник “Стихотворения” и прозаическая повесть “Египетская марка”” (http://mandelshtam.velchel.ru/?cnt=2)?

    Какая-то не вполне понятность написана о “Калоше”:

    "Шары (с. 327). — Мандельштам О. Шары. Л., ГИЗ, 1926 (тир. 3000 экз., худ. Н. Лапшин). Ст-ния “Чистильщик”, “Полотер” и “Кооператив”, под общим заголовком “В городе”, впервые опубликованы в ж. “Новый Робинзон”, 1925, № 4, 31 марта, с. 13” (http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/02comm/0435.htm).

    Эта детская книжка “Шары” есть в Интернете - http://www.raruss.ru/best-soviet-childrens-books/2611-mandelshtam-spheres.html.

    Наверно, и “Калоша” – 1925 года сочинения (просто через год только опубликовали). И хронолог про "После 1925 года”, не ошибся.

    А Мандельштама в 25-м (с 16-го по 25-й он был акмеист) душевно разорвало: “Что ж это я? Возвращаюсь в молодость [до 16-го]? Подлизываюсь к власти?” – И он замолчал на 5 лет.

    Не засыпался я… Чего это признак? Моей изворотливости, везения или выработавшегося умения инстинктивно попадать в истину?*

    29 сентября 2017 г.

    *- Какая, к чёрту, истина?! Вот что истина:

    “Антропоцентричность внешне выражается здесь только в том, что неодушевленному предмету приписываются человеческие чувства. Эпитетом “резиновой” поэт словно подчеркивает: “калоша” – не метафора, надо “вести мысль” именно от обычной калоши, предназначенной для того, чтобы в ней ходить по лужам, и не имеющей возможности “выполнять свое предназначение” в сухую погоду. Не сама сухая погода, а значимость этого обстоятельства для калоши переносится на человека, лирического героя, заставляя читателя вообразить самые разные, любые обстоятельства, лишающие человека возможности реализовать свое назначение, свой талант, все то, что он считает целью своей жизни” (Лисовицкая. https://lisovitskaya.wordpress.com/2016/11/15/antropotcentrichnost-khudozhestvennogo-teksta/).

    Советская действительность (тенденция её эволюции к тоталитаризму) угнетает Мандельштама-акмеиста. Это ж вид ницшеанства, которое конкурирует с марксизмом в радикализме. Марксизм что? – “До сих пор философы лишь различным образом объясняли этот мир, но дело заключается в другом – в том, чтобы Изменить мир!” А ницшеанство считает, что Зло неизбывно, и радикализм в другом: в стремлении к недостижимому иномирию (“над Добром и Злом”), радикально отрицая весь Этот мир. А иначе – ценен лишь исчезающий миг, ценен как отдалённый образ того, недостижимого. И страдания калоши в сухую погоду – это вечные страдания в Этом мире. Который плох. Что и говорят эти шипящие, зудящие, брюзжащие согласные.

    Для того, например, и слово "резиновой” поставлено рядом с "калоши”. Оно по значению не нужно (калоши иными и не бывают, как резиновыми). Это не эпитет – зримый образ он не вызывает. Лисовицкая не права. Но это – определение, свойство, чтоб – тут Лисовицкая права – не подумали, что калоша – метафора: растяпа, дурак. Потому что можно ведь дураком счесть того, кто не умеет приспособиться (например, к смене политического режима). Слово "резиновой” поставлено рядом с "калоши” не только в силу синтаксиса, но "соседство слов существенней бывает для него [стихотворного синтаксиса]… по… звукосмыслу” (Вейдле. http://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/84919-embriologiya-poezii/). А не тупо ради повторов звуков одного класса (чего может и штукарь достигнуть).

    Ну не могу достигнуть истины иначе, чем амёба. Та несколько раз выбрасывает ложноножки в разных направлениях, пока не почувствует, на каком пищи больше.

    14.10. 2017.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339818  2017-10-26 14:25:49
Константин Бучельников
-

339820  2017-10-26 15:31:34
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На "...Отравлен хлеб, и воздух выпит..." /

А кодовая КОНЦОВКА этого стиха такая :

"...И если подлинно ПОЁТСЯ / и ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ, НАКОНЕЦ,

ВСЁ ИСЧЕЗАЕТ. ОСТАЁТСЯ -

ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ и ПЕВЕЦ..." //

339821  2017-10-26 17:43:50
Воложин
- Хорошо б изборести прогрммируемый блокировщик. Чтоб можно было не видеть, когда вы в энный раз заговорите про отравлен хлеб.

339822  2017-10-26 19:29:15
Л.Лисинкер artbuhta.ru
-

Одному широко известному (в очень УЗКИХ кругах) "критику" //

- Все Ваши кАква_плаванья в ГЛУБИНАХ_подсознания не стоят этих нескольких строк Осипа Эмильевича Мандельштама :

"...И если подлинно ПОЁТСЯ / и ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ, НАКОНЕЦ,

ВСЁ ИСЧЕЗАЕТ. ОСТАЁТСЯ -

ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ и ПЕВЕЦ..."

339829  2017-10-27 12:57:26
Воложин
- Зациклился Лисинкер...

24.10.2017
18:43

Как ладонью разбить кирпич.

    Иногда мне кажется, что я в области искусствоведения научился кое-чему, чему десантники научаются. Хотя… Любое сравнение – хромает. С десантником – тоже. Я, . . .

22.10.2017
12:30

Читая теперь Василия Белова.

    Я читал Белова “Привычное дело” (1967) и как-то не понимал, есть у него пафос или нет. Есть что-то всё пронизывающее? И в том месте, где Катерина, жена Ивана . . .

22.10.2017
12:23

Не про Матильду.

    В пику http://gazeta-slovo.ru/kultura/3498-matilda-vtoraya-kazn-tsarya-chto-proiskhodit-v-nashej-kulture В чём я («Да кто ты такой!?») не согласен с Ливановым (в пределах своей осведомлённости – например, . . .

21.10.2017
13:39

Две манеры не читать чужих.

    Меня когда-то восхитил рассказ о каком-то племени тумбу-юмбу, в котором жрец поднимал молитвой солнце после ночи. Точнее, не это восхитило, а заявление, что . . .

19.10.2017
12:32

Щелчок мне по носу.

    У меня очень подозрительная для самого меня вера. Что будущее человечества – новый коммунизм. От старого отличающийся тем, что проакцентировано одно слово, в . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100