TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.06.2016
16:57

Легко вам всем...

    Легко вам всем, обычным читателям литературы. Прочли, понравилось, поделились впечатлением и забыли. А я… Мне надо, - так я себе постановил, - определить, каким . . .

18.06.2016
12:51

Проба вдохновиться.

    Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является . . .

17.06.2016
15:05

Аутизм по Слаповскому.

    Всё в искусствознании становится очень чётким, если сравнивать это всё с чёрным или с белым: как относящееся к полюсам и к промежутку между ними. Только в данном случае – с пьесой Слаповского “Блин 2” (http://tl.my1.ru/load/blin_2/1-1-0-22) – надо спектр расширить до вылетов за полюса.

    Надо ли оговаривать, что я рассматриваю произведение неприкладного искусства как явление идеологическое, то есть, как рождённое вдохновением, которое, в свою очередь, рождено идеалом (что подсознательным идеалом, можно в первом приближении забыть)? В советские времена даже не стеснялись неприкладное называть идеологическим. Чтоб не резало ухо нынешнему читателю, я аж перестал его называть так. Но, раз я решился на рассмотрение пьесы в контрастном свете, то можно и напомнить. Тем более что я хочу начать с рассмотрения не деталей пьесы, а с одной из идеологий – с либерализма.

    Каждая идеология изменяется во времени, колеблясь между полюсами (может и вылететь за полюс, в экстрему). Полюса эти я предлагаю конкретизировать так: коллективизм-Порядок и индивидуализм-Свобода.

    Великая Французская революция произошла под лозунгом: “Свобода, Равенство и Братство!” Так противоречиво восторжествовал над феодализмом либерализм. Он был и коллективистским (Равенство и Братство), ибо без масс нельзя было феодализм победить. Он был и индивидуалистским (Свобода), ибо нельзя было без революции старый Порядок скинуть.

    Через 300 лет, чтоб не быть свергнутым массами либерализму надо массы раздробить до индивидуумов, свободных от государственного Порядка (американский глобализм требует горохизации стран, чтоб государства там были слабыми и подчинялись США), свободных от гендерного Порядка (нет мамы и папы, есть родитель один и два). Можно это проводить под прежним лозунгом: “Свобода!” и называть это левизной, коль скоро 300 лет назад победил либерализм на баррикадах против Порядка. Потому студенческая “революция” 60-х годов называлась в кавычках “новые левые”. На самом деле она была развитием общества потребления от ПП до ПО. От Престижного Потребления до Предельного Опыта. Потому главными заводилами там были дети зажиточных родителей. Потом они стали во главе истэблишмента. А глупая масса молодёжной контркультуры самообманывалась, что она – против капитализма. (Мог быть самообман и у иных заводил, но от этого лучше при чёрно-белом рассмотрении отвлечься.)

    В России всё повторилось с реставрацией капитализма.

    И как быть Слаповскому, если он и ненавидит эту реставрацию, и эту молодёжную контркультуру? И понимает полную практическую безнадёжность своей ненависти…

    Его идеал улетает в общественно-благое сверхбудущее (подсознательно улетает). За полюс коллективизма и Порядка. А поскольку он художник (т.е. не способен осознавать идеал), то он выражает его противоречиями: и насмехаясь над персонажами, и любя их.

    Откуда берётся аутизм у человека? – От непереносимости ужаса жизни. Капитализм, особенно первичный и периферийный (вне золотого миллиарда) способен ужас жизни создать. Кто жил в перестройку будучи достаточно взрослым, знает, о чём речь. Слаповский – жил. И потому сделал своих персонажей аутистами. И это, конечно, смешно, потому такова фабула пьесы: имеется проблема утром – как закурить. – Ужас, ЧТО составляет жизнь людей!

    А любовь…

    Я восхищался когда-то анекдотом, как демонстрирует милиционер желающему поступить в милицию и провалившемуся, потому что не сумел придраться к столбу: “Смори, как надо: “Стоишь тут? Окопался? Связи навёл, контра?””.

    А вот у Слаповского:

    "БЛИНОВ. Добрый день...

    ХЕРСАЧЕ. А что это вы сразу хамите?

    БЛИНОВ. Не понял?

    ХЕРСАЧЕ. Добрый день! Кто вам сказал, что он добрый? Главное, он даже не спрашивает! Спросил бы: добрый день? - мы бы, может, сказали: да, добрый! А он сразу нагло утверждает: добрый день, говорит!

    ДОСЯ. Это обычная самоуверенность их поколения”.

    Это отец Блина пришёл искать удравшего из дому сына, и надо молодым старого отшить.

    Блеск, по-моему.

    Или спор, кому идти открывать дверь звонящему в квартиру:

    "ТИТИКАКА. Ни фига себе! Да я больше всех работал! Я кроме окурки собрать еще спичку зажег о собственную родную ногу!

    ХЕРСАЧЕ. В этом и суть. Ситуация, когда полная справедливость невозможна, разрешается только одним способом: надо усугубить несправедливость. Ты в самом деле поработал больше всех. Следовательно, или другим надо что-то такое всем сделать, чтобы сравняться с тобой, а это в настоящих условиях невозможно, или уж тебе столько поработать, чтобы никому в голову не пришло говорить о справедливости! Ибо только полная несправедливость равна полной справедливости. Только абсолютная диктатура есть аналог абсолютной свободы. Согласен?

    ТИТИКАКА. Согласен только потому, что это полный идиотизм!”.

    При ультракраткости пьесы (шокирующей этой краткостью) Слаповский сумел создать у читающего впечатление большущей нуды. (Это ещё один образ ужаса жизни аутистов, предполагающий ещё больший ужас простой жизни, из которой они в ужасе удрали.) Там в сюжете такие проблемы решаются. Сперва проснувшийся Титикака определял, где это он, если со всех сторон из-под одеяла торчат ноги. Проблема. Потом проблема – дотянуться до банки с окурками под нарами. Потом – проблема найти окурки, годные, чтоб их докурить. Потом – проблема найти, чем закурить. И т.д. и т.п. Нудно так, что я чуть не бросил читать (мне теперь очень быстро становится скучно читать). Зато дотерпев, я почувствовал, что мне как-то неопределённо плохо. И не потому что вжился в этот ужас, а… Я не знал, что. – Хороший признак художественности – недопонятность. Пусть и не текстовая (там всё понятно), а в смущённой чем-то душе читателя.

    Действующие лица сделаны Слаповским, в общем, сколько-то образованными (знают, наверно, что есть такое озеро Титикака, помнят, что есть такой закон сохранения энергии, знают слова "диктатура”, “аналог”, “усугубить”, “экспроприация”, соображают, обо что можно спичку зажечь). Это я к тому, что они – дети, которые имели возможность учиться в те самые лихие годы. То есть – аналог богатеньких деток на Западе в 60-е годы.

    Подтверждение: Херсаче – это издевательство над Версаче, фамилией основателя всемирно известно модного дома, пик известности которого был в 90-е, самые страшное для России время. И, значит, аутисты здесь против ПП, как и хиппи в рваных джинсах.

    Зато они за ПО. Ибо впасть в аутизм, это не слабее наркоты или в свальный грех. И – закреплено снобизмом особого языка: "Он печет на каком-то бормотушном сусле!”.

    И против советскости: "ТИТИКАКА. Экспроприация имущих в пользу неимущих”.

    То есть никакой промашки относительно социальной принадлежности нет. И, значит, есть дистанция между автором и его персонажами.

    Его сверхбудущее мыслится чем-то коммунистическим, но без изъянов советскости. И он в этом не признается. И потому (если б он это осознавал), что не модно и стыдно в окружении приспособившихся к капитализму товарищей. И потому что в подсознании, а не в сознании это, почему его и спрашивать не надо. Да и не полагается спрашивать у автора произведения неприкладного искусства, что он хотел этим произведением сказать: он не сможет или соврёт.

    Проверкой может быть возможность вывести тот же идеал по другому его произведению (см. тут).

    17 июня 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335648  2016-06-17 15:32:49
Константин
-

335659  2016-06-18 09:06:25
константин
-

13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100