TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.10.2014
14:15

Шупляк.

    Грешен. Признаюсь сразу. Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года . . .

08.10.2014
21:00

Чудеса подсознания.

    Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘ Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я . . .

07.10.2014
13:30

Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.

    Берём сначала дореволюционную режиссёрскую деятельность Мейерхольда. 1907 год, ⌠Балаганчик■. Блок над мейерхольдовским ницшеанством (мир √ царство Зла, так вон . . .

07.10.2014
11:45

Я что-то понял в Мейерхольде?

    Пожалейте меня, люди, кто это читает. Я давно перестал читать книги для получения удовольствия. Я читаю художественную литературу, чтоб открыть, - если повезёт, . . .

04.10.2014
14:45

Смирная ли Смирнова.

    Попросили меня растолковать фильм ⌠Кококо■ (2012) Авдотьи Смирновой. А у меня √ особые подходы и критерии. Так что не обессудьте. Начну с них. Я произведения . . .

28.09.2014
10:14

Ругаясь, недолго и глупость сморозить.

    Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без . . .

20.09.2014
10:10

Тоска по полной жизни.

    Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что . . .

17.08.2014
18:06

Зло берёт.

    ⌠Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?■ (Иосиф . . .

17.08.2014
12:04

Глухая ненависть.

    Глухую ненависть испытывал я к Марку Розовскому, когда читал его ⌠Установочную беседу перед началом репетиции■ спектакля по ⌠Роману о девочках■ Высоцкого. √ . . .

12.08.2014
22:14

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

09.08.2014
12:45

Модное безобразие.

    Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘ Я переписывался с одним из этих . . .

03.08.2014
14:17

Сурово.

    Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, что существует пошлое ницшеанство. Второе, что выражение Феофана Затворника о русском менталитете (такое предназначение словам я придал): ⌠Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца■, - означает, что и ницшеанство присуще русскому, если так захочет его сердце. Ибо ницшеанство √ царство апричинности и вообще всяческой метафизики. Недостижимой на этом, презренном, свете. Вот именно такое ницшеанство, с недостижительностью, и накатывает на русского. И это хорошо. А если с достижительностью на этом свете √ это уже пошлое ницшеанство. И это плохо.

    Вчера открыл наобум Лазаря ⌠Войну и мир■ и стал читать. √ Фонтан полноты жизни┘ Николай Ростов проиграл Долохову 43 тысячи┘ Это тот Ростов, который √ по замыслу √ станет против декабристов┘ Про которого кто-то сказал, что самых плохих людей Толстой рисует самыми лучшими красками┘

    ⌠⌠И он, сам не замечая того, что он поёт, чтобы усилить этот si, взял вторую терцию высокой ноты. √ Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!■ - подумал он.

    О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долохов, и честное слово!.. Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым┘■

    Насколько прав Феофан Затворник, казалось бы. Всё √ позволено! Первая заповедь Заратустры. Лев. Ницшеанство.

    Но какое?

    ⌠┘независимо от всего в мире┘■

    Казалось бы √ инобытие┘

    А это только минута, не больше. И очень даже Николай Ростов оказался по роману достижительным. И это плохо.

    То есть эпопею Толстого нужно читать, как минимум, два раза.

    А читая этот кусок про Ростова второй раз √ знать и чувствовать, насколько Толстой его ненавидит, раз так сочно, вплоть до синтаксиса, его описывает (просьбу у отца 43 тысяч):

    ⌠И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу┘■

    Тон √ о внешнем, о впечатлении отца, кажимость √ о внутреннем, о чувстве, сравнение √ о мысли, говорение √ о действии. И всё √ в одном предложении. И, хоть и гладко читается, но, можно согласиться, что это коряво написано.

    А корявость уже можно худо-бедно присобачить к крестьянству, которое Толстой имел в виду на всём протяжении эпопеи, хоть само оно в неё практически не попало.

    Понимаете, какой фокус? √ Раз-два √ и улетаем мыслью┘ Ого куда.

    А именно √ в озарение, что историю делают крестьяне, первочеловечество, только вот дворяне, - не любые (как Ростов), а лучшие, - должны крестьянами руководить, а не чураться, как декабристы.

    И, читая этот кусок, эту эпопею второй раз, нужно помнить также, что писалось это через несколько лет после отмены крепостничества в России, и страна бурлила, какой дорогой ей пойти: как Европа √ в капитализм, или не как Европа √ в крестьянский социализм, или ещё как┘

    А неплохо при этом помнить, что и сейчас Россия стоит на перепутье. Запад её с её ⌠настроением сердца■ не принимает. Чужая. Даже большая часть Украины за то отвернулась (что ей ⌠настроение сердца■ √ ей комфорт подавай, западный). Даже на Донеччине и Луганщине из 7 миллионов воюют за русскость только 15 тысяч. Но воюют!

    И это, читая второй раз эпопею, неплохо помнить.

    Притягиваю, скажете?

    Я вам про такой эксперимент процитирую:

    ⌠Колония крыс помещалась в камеру с многочисленными отсеками - ⌠комнатами■, в которых имелись предметы для удовлетворения всех вообразимых предметных потребностей: еда, питье, половые партнеры и т.д. Была предусмотрена даже комната для развлечений с лесенками, манежами, беличьими колесами, педалями, вызывающими технические эффекты. В одной из стен камеры находилась дверь, ведущая в неисследованное пространство, и именно отношение животных к этой двери интересовало ученых.

    Отдельные особи стали проявлять к ней нарастающий интерес вскоре после того, как комфортабельная камера была полностью освоена. Это не было похоже на праздное любопытство. Участившийся пульс, усиленное мочеиспускание, вздыбленная шерсть, хаотические передвижения вперед-назад явственно свидетельствовали о сильном стрессе, испытываемом ⌠заинтригованной■ крысой с приближением к загадочному объекту и особенно при первых попытках проникнуть за дверь [Ротенберг B.C., Аршавский В.В. 1984].

    Главное здесь - не сам факт ⌠бескорыстного■ риска (нечто внешне похожее происходит и в муравейнике), но строго регистрируемые симптомы переживания, мотивационного конфликта, свидетельствующего о сложности потребностной иерархии высших животных и наличии надситуативного мотива■ (Нерсесян. http://tvtorrent.ru/files/file/0/15.pdf).

    Нерсесян назвал это панзоопсихизмом и продолжает:

    ⌠Лягушка, умеющая охотиться за пролетающими насекомыми, умирает от голода в окружении неподвижных мошек. Самец рыбки-колюшки в брачный сезон свирепо атакует как соперника неодушевленный предмет продолговатой формы с ярко красным цветом нижней части (что соответствует брачному наряду самца) [Тимберген 1969]. В подобных случаях животные опознают не цельный предмет, а набор стимулов, служащий ключевым раздражителем.

    Конечно, реагирование на ключевые раздражители сохраняет значение и у высших животных. Однако способность абстрагироваться от сенсорных стимулов, выделить ⌠предмет■ в калейдоскопе окружающей среды делает поведение значительно более опосредованным и независимым. Умственная игра, произвольная перекомпоновка предметных образов создает предпосылку для нового типа отношений субъекта со средой: использование предметов для управления другими предметами■.

    То есть улёты ⌠мыслью■ начались очень давно. И грех чураться нам, людям, подобного, только гораздо более огромного.

    А, читатель?

    Это я подошёл к крестьянству в человечестве через знаменитую толстовскую корявость письма (в процитированном случае, может, и сомнительную). А можно ж ещё и через прямо какую-то стереоскопичность "зрения"┘ (О ней мельком уже было: и внешнее, и внутреннее, и мысль, и действие в одном предложении.) Ленина озарило, что это √ от вживания Толстого в крестьянство, выходящее на арену истории, и, как каждый новичок, внимательно во всё всматривающееся.

    Так от этого оптимизма неофита (и его представителя-графа) √ полнота жизни чуть не в каждом предложении.

    И это, признаю, мой скептический читатель, можно назвать притянутостью за уши.

    Но всё-таки, всё-таки┘ Если так уж повелось в идеологическом искусстве √ строить длиннейшие цепи ассоциаций┘ А критикам √ выявлять их┘

    Вот я и хочу подобное привнести в произведение прикладного искусства √ плакат.

    Здесь всё лапидарно. Цвета: белый, красный, синий, чёрный. Российский триколор┘ Донецкий триколор┘ Рубленные черты лица Стрелкова.

    Всё √ противоположно эпопее Толстого. И касательно оптимизма √ тоже. У Толстого это √ исторический оптимизм неофита веры в крестьянскую революцию. В плакате √ наивный оптимизм (вот-вот и взойдёт, по Высоцкому) трагического героизма. (Всё-таки только 15 тысяч из 7 миллионов сражаются.) Даже сам Стрелков √ из России, а не из Украины.

    Не то время, что у Толстого. Ещё очень помнится всемирно-историческое поражение советского социализма. Вот где была одухотворённость! Инерция с 1917-го дотянулась аж до Отечественной войны и обеспечила победу. Но были ж и вериги отказа от самодеятельности, от самоуправления, была ж и всемирорно-историческая опозоренность батькой Махно анархизма (безвластия центрального), этого сердца коммунизма. Майдан этому позору добавил свою часть. Но Новороссия-то √ наоборот!

    И всё-таки.

    Ещё длится эпоха Потребления. Ещё царствует в душах людей тяга к Комфорту. Ещё не дошёл до масс ужас смерти от перепотребления.

    Просто некоторым на Украине стало не по себе от перспективы утратить ментальное русское качество ⌠главное ≈ настроение сердца■ в этой всеобщей тяге к Комфорту, т.е. к капитализму, в итоге, и к Западу как его лучшему воплощению.

    Мало этих некоторых.

    Оттого лапидарность плаката тут оказывается образом отказа и от Комфорта, как главного в жизни.

    3 августа 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
316830  2014-08-06 16:10:43
Константин
- Ни когда не видел таких плакатов. Если запад решил противопоставить себя России (как 100 лет назад) , захлёбываясь в сетевом информационном наезде ... - хорошо б и о последствиях вспомнить. Хозяева СМИ останутся в безопасности . им так кажется ... каждые 100 лет - война . с жертвами не считаются . всё чужими руками ....

25.07.2014
10:01

Правда про Сосюру.

    Я б не писал эту статью┘ Ну что писать о произведении прикладного искусства? О произведении о заранее знаемом┘ О любви к родине. Что скрытое может в нём быть, если . . .

17.07.2014
16:05

Что значат эти слёзы?

    На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы. Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой . . .

12.07.2014
17:15

Во всём виноват капитализм.

    Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и . . .

11.07.2014
18:34

Мне смешно.

    Мне смешон я. Натягивающий, если сказать грубо, предвзятый смысл на неизвестное произведение известного автора. Читаю, читаю, читаю об этом произведении у некого . . .

27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100