Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.06.2014 |
|
23.06.2014 |
|
01.06.2014 |
|
28.05.2014 |
|
26.05.2014 |
|
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
12.05.2014 |
|
08.05.2014 |
|
03.05.2014 |
Безобразие! Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат (историк)? Что он √ художник-самоучка? Почему при других, тоже красивых репродукциях, найденных в Интернете по имени и фамилии, Феликс Хойбергер. Исхия. Феликс Хойбергер. Планспритц. Феликс Хойбергер. Лиственницы. Феликс Хойбергер. Луна, лес. Феликс Хойбергер. Летний пейзаж с видом на высокие горы. мне сообщают, где и когда художник родился и умер, а не когда он данную вещь нарисовал? Название аукциона пишут и цену┘ Слава богу, что при первой репродукции было написано слово ⌠настроение■ и ⌠сочетание натуралистического и декоративного подхода■. Так хорошо, что про первое я ещё по Левитану знаю, что тут можно нарыть в качестве вдохновляющего идеала ницшеанство. А про второе, из-за Куинджи, √ тоже что-то от ницшеанства наклёвывается. Но если б я этого не знал. Разве не безобразие √ оставлять меня один на один с цепенящим произведением и ничего не объяснять? ⌠-- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! -- вскрикнул он. -- У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, -- вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, -- Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, -- это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, -- нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует■. Я пишу это на следующий день после сожжения в Одессе бандеровцами 36 человек. Я пишу это в отчаянии, что невозможны благие намерения. В том числе и мои: что спасение человечества от материального прогресса (от перепроизводства) есть замена материального потребления творчеством и сотворчеством, жизнью в искусстве. А в сотворчестве, если подробнее, самый перец есть доходить до того, что побудило художника написать нечто именно так. Какой идеал им двигал, что такие из ряда вон выходящие виды он рисовал. Вон, Хойберберг┘ Не идеал ли сверхжизни? Нашлась только одна дата творения √ первой картины, здесь худо-бедно показанной: 1934-й год. Австриец он. По соседству год назад пришёл к власти Гитлер┘ Германия им опьянена от восторга. Через 4 года с восторгом Австрия примет аншлюз с Германией. Ницшеанский идеал сверхчеловека на апогее своей популярности. Только если ницшеанство в чистом виде √ метафизично, недостижимо на этом свете, потому мрачно и побраталось со смертью (над Добром и Злом), то опошлённое достижительное ницшеанство обуреваемо могуществом своего солипсизма. Вот похоже, наверно, чувствовали себя вчера бандеровцы в Одессе, численно в 10 раз превосходя своих противников, плюс будучи вооружены против безоружных. Всё могу! √ Сказал булат┘ Сверхжизнь┘ Почти метафизика!.. 3 мая 2014 г.
|
30.04.2014 |
|
26.04.2014 |
|
20.04.2014 |
|
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
11.04.2014 |
Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.
|
01.04.2014 |
Ностальгия по настоящему. Что настанет.
|
26.03.2014 |
Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.
|
16.03.2014 |
|
11.03.2014 |
Что такое вестернизация русской литературы.
|
09.03.2014 |
|
02.03.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"