TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость. Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ . . .

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души?

    ⌠- Помилуй бог, - сказал я, располагаясь в кресле с небрежностью, которая должна была означать мою привычность обитать среди такой мебели и потягивать достойные спиртные напитки■.

    Или это?

    ⌠Вот кому в полной мере был дан талант уходить от прямых ответов √ это Боре Сороке. Он это делал виртуозно■.

    Речь о роковых 90-х, когда внове для многих оказалась ценность бессовестности.

    Я, например, не мог себя заставить √ да и как? √ завести знакомство в паспортном отделе, чтоб знать обо всех изменениях с правилами получения загранпаспортов. Без этого я не мог долго продержаться со своим бизнесом, печатанием на бланках потребных для получения загранпаспорта бумаг. Я и слетел с бизнеса при первом же изменении правил.

    ⌠⌠Чёрный нал■, ⌠крыша■, ⌠подстава■, ⌠кидалово■ - именно тогда я впервые услышал все эти слова, которые через год-полтора войдут в самую обыденную лексику■.

    Только не мою. И вопрос: для меня ли написана книга Курчаткина ⌠Солнце сияло■ (2004)? Мне-то не будет интересно, если это ещё один ⌠производственный роман■ о том, как делать деньги. Обнажение аморальности √ это что: наглость автора или его чистота?

    ⌠Пятьсот долларов, что остались у меня от пятнадцати [тысяч], были честными. Я их заработал■.

    Посредничеством. В нелегальщине. (Почему слово "тысяч" надо было пропустить, я не знаю. Наверно, чтоб не повторять.)

    История морального падения?

    Это может быть интересно? Я и сам знал, что первичное накопление без нелегальщины не бывает. А если я и узнаю, чего не знал √ мне это надо?

    Я на 116-й странице и так и не решил, читать книгу или бросить.

    Тяжко мне. (Я уже на 152-й странице.) Есть у меня такой способ читать то, что не читается: читать и отчитываться о прочтённом. Но тут и отчитаться не о чём. Ну человек думает, что одарил нас чем-то стоящим. Курчаткин. Впрочем, и его герой, Саня, такой. Тяжко.

    Вот такой кусок понравился:

    ⌠┘кожа у меня стала истончаться, истаивать, подобно весеннему ледку с асфальта под утренними лучами солнца, √ и вот я утратил ее. Возраст исчез. Время остановилось. Делись неизвестно куда прошлое и будущее, все пространство бытия было теперь захвачено настоящим, а оно являло собой один бесконечный, как Вселенная, и краткий, как молниевая вспышка, преходящий миг, где все было так же значительно, как и не имело никакого значения■.

    Этот Саня что-то и швец, и жнец, и в дуду игрец. И доволен собой. И никакой треснутости (кроме того, что перепил-де) я не вычитал в описании буквально поочерёдного соития с двумя сёстрами на чердаке (там у сестёр спецзаготовленное место на такие случаи: срочно удрать от общества в похоть). Да-с. Такой изворот. Помимо того, что он не только виртуозный исполнитель Моцарта на пианино, но и сочинитель авторских песенок в стиле какого-то Кинга Кримсона. (Посмотреть, есть такое?) (Есть. Мелодичности нет.) Но я аж забыл поужинать. Читабельно. В смысле: плохо. И что ухаживание за девушкой какого-то с положением отца приведёт Саню к карьерному взлёту, я знал заранее. И что он произведёт впечатление игрой на пианино √ тоже. Всё √ плохо. Неужели стоит дочитать до конца? Ещё три четверти книги┘

    Пришло в голову ⌠Красное и чёрное■, тоже про продирание умельца продираться наверх Жюльена Сореля. ⌠Наполеон √ это символ эры индивидуализма с её аморализмом, самоутверждением, легендами, пафосом┘ это кумир Жюльена Сореля■ (Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. М. 1966. С. 176) Так там Стендаль открыл, что капитализм, оказывается, это строй для тех, кто может идти в карьере по головам. Как потом Толстой создал образ Андрея Болконского, чтоб дать ⌠всё же неправильный, ложный путь жизни, мысли, морали, содержания человека вообще, ибо в нём воплощена сила рационализма■, находящегося ⌠в идеологическом лагере Наполеона■ (Там же. С. 38). Но какими привлекательными своих отвергаемых ими героев сделали Стендаль и Толстой! Как они их убили по сюжету, чтоб было жалко. Стендаль для отчуждения почти открыл в искусстве повествования внутренний монолог √ самокомментарий героя (какой-де сложный человек его отвергаемый герой). А Толстой этот внутренний монолог открыл полностью.

    ⌠Он стал искать ее глазами, и в эту минуту Матильда взглянула на него. "Мои обязанности призывают меня", - сказал себе Жюльен; но хоть он и выразился так, он не почувствовал никакой досады. Любопытство заставляло его двигаться вперед не без чувства удовольствия, а сильно обнаженные плечи Матильды мгновенно увеличили это удовольствие, что, признаться, было отнюдь не лестно для его самолюбия. "Ее красота, - подумал он, - это красота юности"■.

    А был самокомментарий, пусть и чуть не 200 лет назад открытый, у Курчаткина?

    ⌠┘из динамиков выкатывает незнакомая мне музыка, вернее, знакомая: та, что звучала в квартире, когда мы приходили сюда со Стасом. Я узнаю её едва не с первых звуков: таким мощным личностным тавро она мечена.

    - Это что? Это кто?

    - ⌠Кинг Кримсон■, - говорит Ира. √ Ты что, никогда не слышал?

    - Слышал, - отвечаю я полную правду.

    - Так что же?

    - Свой своих не узнаша, - говорю я, и это тоже правда: очень уж моя музыка. Больше того: то, что я писал тогда, перед армией, не имея понятия ни о каких Кингах, безумно похоже на них■.

    Только у Сореля в выбранном отрывке всё √ противоречие: делает одно, а объясняет себе другим. А Саня по сути обманывает Иру, по форме не обманывая.

    Ну-с. Отвлёкся. √ С новыми силами √ к Курчаткину.

    Так. Испытание армейской дружбой. Выдержит Саня или нет? Выдержал. На стрелку по просьбе Стаса пошёл.

    Я понял, на чём стоит интерес чтения. Всё поганое √ Сане впервой.

    А то смотришь ненароком какое-нибудь теперешнее кино в телевизоре. И про, скажем, ментов или их противников показывается мне так, будто я опытный любитель таких фильмов и все тонкости знаю или сам мент или бандит. А я ж √ наоборот. И выключаю, не вынеся. А тут┘ Например, ⌠выколупнув из бруска телескопический прут■ - про мобильник.

    Между прочим: ⌠Скелетный ажур смыкающихся в вышине крон■ - хлёстко.

    И что я прочёл, хлёстко. Чуть не выкололи глаза Сане.

    А вот и слёзы навернулись уже на мои, советские, глаза:

    ⌠- Купите что-нибудь! Прошу! У меня здесь замечательные значки! Купите! Больше ведь таких никогда не будет!

    Сказать, что у меня перевернулось сердце? Сказать так √ не сказать ничего. Я словно бы провалился в ту тьму, их которой только что выкарабкался■.

    Распальцовка.

    Круто. Продал Саню друг, оказывается. Для того и позвал, чтоб было бандиту на ком выместить зло.

    Теперь, без дружбы, Сане будет легче с совестью, да?

    ⌠О, какая это сила, деньги!■ Стр. 213. Страниц в романе 654.

    А раньше ж Саня ну очень восхищался костюмом Сороки, первого своего наводчика на посреднический чёрный телебизнес.

    А не плюнуть ли мне на это чтение?

    Я глянул, чем кончается. Кончается тем, что Саня, 31-нолетний, раздваивается на автора и Саню, который с Лекой (Электрой) за спиной, в качестве будущей жены, укатывает на мотоцикле с глаз автора.

    Эта Лека не зря маленькой девочкой, соседкой, кричала ему, что любит его лет 10 назад, и бросается ему на шею, да он её остановил, чувствуя себя, как прокажённый, ибо ему диагнозировали √ поэтому слава деньгам пелась √ какой-то грибок, такое венерическое заболевание. И он не дал ей прыгнуть себе на шею, тем спасши свои глаза, ибо ему велено после распальцовки несколько месяцев не поднимать больше двух килограммов.

    Отлично. Больше я с дрянью дела не имею.

    Вот собака! Пропечатано ж было на 4-й странице книги: ⌠Серия ⌠высокое чтиво■■. Честно.

    Купился я надписью на обложке: ⌠Победитель конкурса ⌠Российский сюжет■■ и ⌠Номинант премии ⌠Буккер 2004■■.

    12 марта 2014 г.

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100