TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.06.2025
13:05

Язык вражды

    Меня так допёк ИИ (искусственный интеллект) портала Дзен (или кто там занимается ограничением свободы слова) своими вердиктами “Язык вражды”, что я решил на него . . .

23.06.2025
18:31

Побег под сень авторитетов

    В дни, когда мне решительно не о чём было писать, меня спасла от впадания в тоску одна женщина, отозвавшаяся на мой какой-то давний комментарий на какую-то давнюю . . .

20.06.2025
21:49

Васин не вась-вась

    Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после . . .

20.06.2025
20:49

Опять врут

    Получил новую порцию охмурения – Э. Орлова. “Почему российская философская и социально-научная общественность не приняла идеи постмодерна: основания . . .

19.06.2025
19:12

Русский менталитет

    Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел . . .

15.06.2025
14:06

Большая проблема

    Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом? Можно, если проникнуться духом этого человека. Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это . . .

13.06.2025
10:56

Про кое-что в сериале «Сельский детектив»

    Когда-то в молодости я был поражён таким эффектом. Я нарвал тугой пучок только что распустившихся одуванчиков и дома поставил их в баночку с водой. И они стали в . . .

12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет . . .

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном . . .

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что . . .

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

     

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет.

    Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в его работе "Проблемы пространства в живописи”:

    "В “Тайной вечере” Леонардо нетрудно заметить тесноту помещения по сравнению с фигурами сидящих за столом апостолов. Сосуды на столе также далеки от правильности перспективной трактовки”.

    Про сосуды мне было ново. А про фигуры – нет. Я про это вычитал у Флоренского, очистил от христианопочитания и написал статью (см. тут). Но она нечитабельная для обычного читателя, я её нигде, кроме своего сайта не опубликовал. Я сам её не понимаю в обычном чтении. Это потому, что, когда я её писал, я сперва делал геометрические построения, но их в текст ввёл не чертежно, а словесно. Чтоб мне теперь словеса эти понимать, нужно проделывать, описываемые построения.

    Так вот про что-то с сосудами мне было читать впервой, и я целый день потратил на поиск чего-нибудь описывающего, что там не то. Не нашёл. И, чтоб всё же не сдаться, решился на высказывание такой мысли. – Теснота-то для сидящих за столом есть теснота относительно комнаты. Так? Ну вот я и буду понимать Тарабукина, что и то, что НА столе слишком велико относительно комнаты же.

    Перец в том, что, пока я искал, я наткнулся на репродукцию того наброска на бумаге, с которого началась эта огромная фреска.

    Леонардо да Винчи. Эскиз “Тайной вечере”. 1495.

    На этом эскизе будущая фреска

    помечена чуть более серым тоном, чем остальное. То есть на удалении “от нас” ножек стола (горизонтальная красная линия) вертикали стен (красные линии) явно демонстрируют,

    что два крайние апостола слева и справа вместе с их участками стола в комнату не вмещаются.

    Тарабукин зря написал: "нетрудно заметить тесноту помещения”. – Ещё как трудно. Я, например, её никогда не замечал, пока не прочёл у Флоренского:

    "Если кто перспективист, то это, конечно, Леонардо. Его “Тайная Вечеря” — имеет задачею снять пространственное разграничение того мира, евангельского, и этого, житейского, показать Христа как имеющего только ценность особую…" (https://litlife.club/books/181277/read?page=5).

    Зачем я повторяю, собственно, уже открытое?

    Затем, что такой эскиз есть фиксация того, что происходит с художником, когда его озаряет как бы зрительная галлюцинация подсознательного – тут – идеала гармонии низкого (обычной комнаты) и высокого (выпирающего из стен этой комнаты).

    Всё элементарно при использовании понятия “подсознательный идеал”.

    А чтоб его не использовать, но как-то возвысить Леонардо, не прибегая к Богу, искусствоведы пишут муть:

    "На то, что Леонардо собирался использовать для организации пространства своей картины принципы музыкальной гармонии, указывает один из набросков к “Тайной вечере” – тот, на котором Христос протягивает кусок хлеба Иуде: на нем записаны в столбик несколько чисел. Заметка гласит: 3.4.6.-6.3–6–4 = 32.

    https://falyosa.livejournal.com/5260495.html

    [Сумма 3+4+6+6+3+6+4 действительно = 32, что написано вверху столбика.]

    Леонардо наверняка знал из разных источников, что ноты можно записывать числами, поскольку высота звука зависит от нескольких переменных, таких как размер и вес музыкального инструмента или его составных частей. Например, если разрезать струну пополам, высота ее звучания будет на октаву выше, чем у целой струны; октава, соответственно, обозначается через соотношение 1:2. Две трети от полной длины будут давать тональный интервал в пятую долю (выражаемый через соотношение 2:3), а три четверти – в четвертую (3:4).

    Леонардо использует эти соотношения при расчете пространства комнаты, в которой сидят Христос и апостолы, превращая ноты в своего рода зримую музыку. Архитектурные детали на картине, судя по всему, организованы в виде рядов, привязанных к тоновым интервалам. Как указал один исследователь, соотношение двоек, троек, четверок и шестерок на рисунке Леонардо представляет собой соотношение между четвертой и пятой частью октавы (3:4:6), октавой (3:6) и пятой частью (4:6).

    В “Тайной вечере” действительно прослеживается арифметическая прогрессия. Например, если стена трапезной разделена на двенадцать частей, то кессонированный [с углублениями] потолок на первом плане – на шесть, что дает соотношение 1:2 (октава). Дальняя стена по ширине дает четыре таких же части, а окна – три таких же (если измерять ширину между центрами двух боковых окон, а не между их внешним краем). Тогда получается (с небольшим приближением) пропорция 12:6:4:3. То же соотношение существует между шпалерами на стене. Они – разной длины, те, которые расположены в дальней части комнаты, увеличиваются в соотношении 1:1/2:1/3:1/4 – давая (на сей раз без всяческого приближения) математическую пропорцию 12:6:4:3” (https://design.wikireading.ru/hqOvwUcaIX).

    Нарочно непонятно при этом пишут.

    Хорошо: "стена трапезной разделена на двенадцать частей, то кессонированный [с углублениями] потолок на первом плане – на шесть”. Хорошо, пусть первый план пронумерован синими числами.

    Но этот план совершенно не виден на самой картине. Как о нём вообще можно разговаривать как о воздействующем на зрителя?

    Далее. Что такое "Дальняя стена”? Это та, что за спиной Иисуса? – Хорошо. Но что такое "по ширине дает четыре таких же части”? Особенно, что такое "таких же”? Как что? – Хорошо. Пусть эти 4 - то, что пронумеровано зелёным цветом, а 3 ("а окна – три таких же”) – то, что пронумеровано фиолетовым цветом. – Но ведь это совсем из пальца высосано! – А про шпалеры совсем ничего не понятно.

    Всё это – заумь искусствоведческая. Отказаться напрочь от величия того, что когда-то называлось богодухновением, современные учёные не могут, а признать могущественный подсознательный идеал тоже не могут (муть, мол). Вот и мутят словами про золотые сечения и музыкальности.

    3 октября 2023 г.

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100 TopList  SpyLOG Rambler's Top100

Rambler's Top100