TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

     

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка.

    Хоть и есть хорошее правило не обращать внимание на слова художника вне своего произведения, но от меня требуют, чтоб я не на одной насмешливой шаткости помещения Ульяновым художника Ге на лестнице (в портрете этого художника) основывал ехидство Ульянова над слабым бунтарством этого бунтаря своё мнение обосновывал, но и ещё как-то.

    И я сдаюсь и пробую.

    "На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России воцарилась волна моды на все северное, которая получила название русской нордомании” (https://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post295921389/).

    Собственно Мунк был к интересующему нас моменту (к 1895-му, году создания Ульяновым насмешнического портрета Ге) в России ещё не известен, но течение, к которому того тогда считали причастным, было известно вполне, и называлось оно тогда символизмом.

    Ге был против этого течения, о чём свидетельствует воспоминанием Мусатов (сам едва не символист) о встрече с ним молодых художников (где был и Ульянов), когда Ге привёз “Распятие” в Москву на показ (зима 1894):

    "С мрачным задором блеснув глазами, скульпторша призвала Гe признать свои взгляды пристрастными. Николай Николаевич начал язвительно благодарить “милую барышню”. Она опять пыталась заговорить, но ее одернули, и Виктору на eгo вопрос шепнули фамилию спорщицы: “Голубкина...”

    [Через 4 года она создаст такую вещь:

    Голубкина. Старость. 1898]

    Желая отвлечь Гe, кто-то спросил, не отрицает ли он тoгда вообще символическое искусство. “Я не отрицаю никакогo искусства, - был ответ. – Только, надо признаться, мы не символы едим с вами, нам хлеба подай! Вы вот поставили к чаю небось не символы, а сухари с булками... Так как же для житейского-то обихода, для душевных наших потребностей вместо существенного кормить всякими пустяками?.. Не в символах суть в самой жизни. “Любите друг друга” вот истина! А все эти символы и эмблемы балласт...” (Константин Шилов. Борисов-Мусатов. М., 2000. С. 105).

    Распря.

    Но заговаривать людей Ге умел, и большинство покорил.

    "В наступившей полной тишине сидели не двигаясь... И вдруг твердый голос Голубкиной: “А живопись ваша мне все равно не нравится!” Гe устало улыбнулся: “Ну что ж поделаешь?.. Мне не суждено ваше расположение...”” (Там же. С. 106).

    Голубкина потом снизошла до Ге, но…

    Как-то подозрительно общими словами Ге тогда прореагировал и на вопрос о других, не немецких разрушителях натуроподобия:

    "А вот о живописи как раз не получился разговор. Виктор рискнул еще раз спросить о французской нынешней школе, и Николай Николаевич, скользнув по нему взглядом, опять отозвался высоко не столько о французском искусстве, сколько о самом народе, который во мнoгом остается “нaшим учителем”” (Там же. С. 106).

    Это было, повторю, зимой 1894 года.

    А через 3 года Ульянов, - через год тоже учинивший живописную насмешку над уже мёртвым “классическим” Ге (как Ульянов раз проговорился), - сочиняя сводные по всем встречам воспоминания о Ге, - как-то эти эстетические распри с Ге прогрессивной, как считалось за натуроразрушение, молодёжью под-ме-нил моральными.

    Можно возразить: а почему нужно верить памяти Борисова-Мусатова?

    Потому что всё-таки шероховатости на фоне общего благорасположения как-то лучше запоминаются, чем обратное. И потом совсем не дипломат был Борисов-Мусатов, а до крайности искренний человек. Судите хотя бы по последовательности его поисков в искусстве. – Никаких бросков, как Ульянов.

    Кажется, только в проговорках можно Ульянова поймать. Так с подробнейшими воспоминаниями Ульянова о как бы лекциях Ге об искусстве. Борисов-Мусатов предполагал, что он за Ге записывал. Прямо фонтан красноречия. И вдруг:

    "Всё, о чём говорил Ге, было ново и интересно для нас уже потому, что он умел интересно рассказывать” (Ульянов. Люди эпохи сумерек. М., 2004. С. 137)

    А не потому, что убеждала правда. То есть авторский пиетет к личности не говорит о согласии с ним Ульянова.

    По рассказу Ульянова Ге их, учащихся, настроил на хулиганство, но не изобразительное, а на буквальное. И я не знаю, не толкнуло ли это Ульянова потом на хулиганство и против самого Ге, когда он писал его посмертный портрет.

    Впрочем, вот я дочитал и до прямой критики Ге Ульяновым, только очень дипломатически произнесённой:

    "…“Что есть истина?” и “Совесть”. Обе они, как всегда, отмечены присутствием мысли, большого ума. Но почему же на вставках рядом с ними не только не терялись, но притягивали к себе почти незаметные работы менее значительных художников, даже простые пейзажи.

    В сём тут секрет? Почему это так? Не потому ли, что большие полотна Ге, полные литературной мысли, прежде всего и целиком поглощали внимание именно этой сюжетностью, не поднимаясь в других отношениях до равной высоты с нею; они не оставляли места эмоциям живописного порядка. А, может быть, эта сухая, “дидактическая” живопись вполне отвечала заданиям автора, вполне сознательно избегавшего всякой иной формы выражения себя? Как бы то ни было – цель автора не была достигнута, картины не притягивали к себе, не волновали” (С. 141).

    Подсознательного идеала-то нету – вот и скучно.

    "Перед нами картина “Распятие”.

    Опять всё тот же, тысячу раз на разные способы повторяемый и даже в самых лучших случаях потерявший свою остроту сюжет…

    [По замыслу Ге разбойник, видя, как за правду умирает праведник, перерождается и становится в душе христианином за секунды до собственной смерти:

    "39Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

    40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

    41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

    42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

    43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.” (Лк. 23)]

    Кто докажет, что именно этот показанный на картине разбойник произносит те слова, которые имеет в виду, но по условиям природы своего искусства не может выразить даже самый талантливый живописец? Ни лицо разбойника, ни лицо Иисуса с полной наглядностью не подтверждает известный по Евангелию диалог двух распятых. Лицо разбойника выражает страх, ужас – и только.

    А Иисус? Он просто умер с тем выражением, смысл которого нам совершенно не ясен. Картина в этом отношении не достигает того, на что рассчитывает автор” (С. 143).

    И ещё:

    "Не превратился ли труд всей жизни художника в тщетную работу Сизифа?.. [Ибо нельзя] выразить больше, чем дано живописи” (С. 148, 154).

    Но дипломат Ульянов не хочет быть могильщиком Ге. Ничтоже сумняшеся он вдруг превращается в пофигиста (постмодерниста), какие появятся через полвека:

    "…абсолютно оригинального нет… мода играет немаловажную, а часто и решающую роль в суждениях и приговорах о каждом художнике и каждом его произведении, как и вообще о всех явлениях в той области, где всё условно” (С. 153-154).

    Забудьте, мол, о том, что плохого у меня вырвалось о Ге (заодно и о хорошем забудьте: всё – ерунда). Резерфорд прав: искусствоведение не наука.

    4 сентября 2021 г.

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100