TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий.

    .

    Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет новизны. Я же, наоборот, не понимаю, зачем вообще писать, если нет новизны. Я не читал её работ, не понял, что она имела в виду. Другой литературовед, кандидат филологических наук, гордился передо мною тем, что ввёл в литературоведение одного человека из Бахчисарая, общавшегося с Пушкиным, когда тот был в Бахчисарае. Он мне сказал, прочтя что-то моё, что не понимает, что такое всюду мною упоминаемое словосочетание “художественный смысл”. А я сам после тех времён впал в экстремизм, можно сказать, и стал считать художественный смысл подсознательным идеалом автора (который оставляет следы в виде странностей, - странностей для времени создания произведения). – Совсем муть с точки зрения многих и многих.

    .

    До Борхеса, думаю, в 1942 году доходило, что рафинированные фашисты считали себя аристократией духа и исключениями из людской массы, сверхчеловеками, в том числе и сверхумными. Своим философом они считал Ницше.

    Аргентина в 1942 году не воевала, сохраняла пиетет к обеим воюющим сторонам. А Борхесу хотелось ругаться на фашистов. – Что делать?

    Он вывел этакого предшественника "сверхчеловека: “Некий самородный, доморощенный Заратустра”…”, - вывел уругвайца в 1887 году с исключительной памятью, Иренео Фунеса, и волею писателя убил его: "Иренео Фунес скончался в 1889 году от воспаления легких”. – Это последнее предложение новеллы. Смерть – случайная, не являющаяся следствием трагизма жизни человека, которого обуревала "Гордыня”. Гордыня зряшная, ибо сверхпамять (нечто объективно исключительное), которую Иренео схлопотал, упав раз с лошади, сделала его на самом деле уродом:

    "…он был не очень способен мыслить. Мыслить — значит забывать о различиях, обобщать, абстрагировать. В загроможденном предметами мире Фунеса были только подробности, к тому же лишь непосредственно данные”.

    Чем не пощёчина фашистам-сверхчеловекам, на самом деле недочеловекам по мнению “я”-повествователя? Плюс эта волею автора назначенная смерть этому типу… – Дуля в кармане. И ведь никто не заметил! Ни в гитлеровской, ни в антигитлеровской коалициях.

    .

    А замаскировать своё “фэ” Борхесу, ой как, надо было. Ну что толку было от злой публицистической филиппики в адрес фашистов, если б в Аргентине и осмелились её опубликовать? Публицистика ж короткоживущая штука. Не искусство даже. А у Борхеса амбиции:

    "Будучи жалким аргентинцем, я…”.

    О себе с точки зрения тех кругов в Уругвае, которые тяготели к Германии:

    ""Писателишка”, “столичный франт”, “щелкопер”! Фунес не произнес этих оскорбительных слов, но для меня совершенно очевидно, что в его глазах я был представителем этого ничтожного сорта людей”.

    Какой-то интуицией люди творческие знают, что высшее искусство – неприкладное (от подсознательного идеала происходящее), то есть с ЧЕМ-ТО, словами невыразимым (а как может быть выражено словами то, что сознанию не дано?!), то есть с какими-то недопонятностями. Поэтому творческие люди, лишённые вдохновении (подсознательного идеала, по-моему), стихийно затемняют своё повествование, чтоб оно отличалось от прикладного искусства (о знаемом), - искусства, совершенно понятного восприемнику.

    Вот попробуйте понять первое предложение рассказа:

    "Я его помню (я не вправе произносить это священное слово, лишь один человек на земле имел на это право, и человек тот скончался) с темным цветком страстоцвета в руке, видящим цветок так, как никто другой не увидит, хоть смотри на него с утренней зари до ночи всю жизнь”.

    Понять невозможно в первом чтении. Только потому, узнав что герой – уникум памяти, перечитывая, вы понимаете, что вводное предложение в скобках относится к слову "помню”.

    Ну и “я”-повествователь в порядке создания ложного хода натягивает на себя маску сверхуважения к интеллектуальному уроду, в сущности, а не сверхчеловеку. Какое словоприменение: "священное”, “лишь один человек на земле”, “страстоцвета”.

    Чтоб убедиться, что слово “страстоцвет” выспреннее, достаточно, посмотреть, как цветок этот выглядит.

    Впрочем, даже и не зная, как он выглядит, вы чувствуете, что это что-то из ряда вон выходящее.

    Такие, уважительные (и жалостливые), слова относительно отрицаемого персонажа рассеяны по всему рассказу: "лицо, странно далекое”, “тонкие руки с гибкими пальцами”, “теперь он парализован — похоже, навсегда. Вспоминаю странное ощущение чего-то магического при этой вести”, “его положение вечного узника”, “Почерк был великолепный”, ну и поражающее воображение описание сверхпамяти Фунеса. Причём самым новым было сочетание фантастичной экзотики и трезвости, названное магическим реализмом.

    "Мы с одного взгляда видим три рюмки на столе, Фунес видел все лозы, листья и ягоды на виноградном кусте. Он знал формы южных облаков на рассвете тридцатого апреля тысяча восемьсот восемьдесят второго года и мог мысленно сравнить их с прожилками на книжных листах из испанской бумажной массы, на которые взглянул один раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения под Кебрачо”.

    Это сногсшибательно.

    Но всё-таки это не магический реализм. Тот наступил от усталости от пониженной эмоциональности постмодернизма, уверенного, что нет ничего на свете, достойного быть в ранге идеала. Для возникновения постмодернизма надо было, чтоб рухнули "концепции прогресса, социальной эмансипации, коммунизма и т. п.” (https://bigenc.ru/philosophy/text/3162376). А в 20-30 годы, наоборот, на Западе, воспрянувшем после Первой мировой войны, началась было эпоха Потребления, чем не торжество Прогресса. СССР и вовсе казался многим страной, идущей впереди планеты всей. Нужно было, чтоб в США началась Великая депрессия, чтоб разразилась Вторая мировая война, чтоб СССР провалил надежду на настоящий социализм (с ежедневно увеличивающейся самодеятельностью за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означало б приход коммунизма), - нужны были все эти катастрофы, чтоб развился постмодернизм (пофигизм). И время для этого получилось – послевоенное. Только после него потребовалась новая волна "настоящей веры [отвечающей] за магическую часть произведения” (http://www.litblog.info/po-tropam-magicheskogo-realizma/).

    А Борхесом руководила только маскировка публицистского осуждения фашистской исключительности, в 1942 году выглядевшей победительной.

    Маскировка оказалась из ряда вон выходящей для своего времени. Тем не менее это не та странность, какая выдаёт, что она след подсознательного идеала автора.

    Если у Борхеса и был подсознательный идеал, это был идеал мещанства, да, врага экстремистской исключительности. Но он вряд ли оказал какое-то влияние на скрыто публицистическое “фэ” фашизму. На эти презрительные словосочетания в адрес поклонника Фунеса: "Педро Леандро Ипуче писал, что Фунес был предшественником сверхчеловека: “Некий самородный, доморощенный Заратустра”; спорить не стану, но не надо забывать, что Ипуче — его земляк из Фрай-Бентоса и страдает неисправимой ограниченностью [шрифтом выделено мною]". А вот – о самом Фунесе: "его голос — неспешный, неприязненный, с носовым тембром”, “на жестком лице”, “Голос был высокий, насмешливый", “он ни с кем не дружит", “высокий, насмешливый голос Иренео”, “сам он был почти совершенно не способен к общим Платоновым идеям”.

    То есть рассказ “Фунес, чудо памяти” есть произведение прикладного искусства, ибо об экстраординарном (приложено к идее усилить отторжение от исключительности фашизма). Он имеет эстетическую ценность – мастерски передана исключительность сверхпамяти. Но это не художественное произведение, подсознательный идеал не участвовал в его сочинении.

    1 июня 2021 г.

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

25.08.2021
12:01

Зла не хватает (О Ян ван Эйке)

    У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь, Ян ван Эйк. Благовещение. 1434 . . .

24.08.2021
08:37

В чём причина бледнописи Бруни

    Начинать с себя я приучен инстинктом. Я и в жизни-то почти не умею врать. Поэтому, если я начинаю с себя, я как бы настраиваюсь на искренность. А та меня заставляет . . .

23.08.2021
10:13

Нецитируемость художественного смысла

    Что нецитируемость художественного смысла существует, неплохо б знать непосредственно. Но для этого надо быть художником. А я им был, если был, чуть не 70 лет тому . . .

22.08.2021
08:48

Вот нравится и хоть бы что

    Прочёл я у Манина слова: "Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по . . .

20.08.2021
13:01

Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)

    Я читаю “В борьбе за новейшее искусство” Пунина, написанное в 1929 году и позднее. . Он зря набросился на Гоголя за экспрессионизм, который он понимает как перегиб . . .

19.08.2021
09:50

У кого поражение с треском?

    Хочется начать с воспоминания об одном совершенно ничтожном факте. Почему я его запомнил? Не знаю. Наверно, потому, что одна мысль тогда мне пришла впервые. Дело . . .

18.08.2021
11:42

Чекмарёв

    Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая . . .

17.08.2021
09:05

Рафаэль и… спираль

    Меня возмутили разнотолки о роли спирали в живописи: то для усиления драматизма она, то для усиления красоты, мол. И я решил подумать о ней как о составляющей (может . . .

16.08.2021
09:07

Моё поражение

    Как чуть не всегда, начну с себя. Для разгона. Вдруг получится… – Во мне процесс писания, я заметил, что-то включает, и я становлюсь не я, а кто-то гораздо более . . .

15.08.2021
13:02

Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм

    У меня хилая позиция в дальнейшем повествовании, признаюсь сразу. – Из-за того, что у меня есть несколько с мира по нитке собранных для собственного пользования . . .

14.08.2021
10:19

От души – Тушнова

    Стихи стали песней. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в . . .

13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100