Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.07.2021 |
Новый Левитан Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо холодного левитановского. Зато голубизна неба и вот-вот наступящая розоватось облаков – те же самые! И тот берег у Левитана ещё весь освещён, а у Ефошкина – уже частично в тени. Но время суток точно то же. И мотив отражения неба в зеркальной воде тоже тот. Левитан. Тихая обитель. 1890. Я и прежде (см. тут), когда сводил Левитана к ницшеанству, сумел отвергнуть христианский мотив авторитетной цитатой: "Аналогично этой антиполитике строилось евангельское, да уже и библейское неприятие религий и инфантильного духа религиозности. Недаром греко-римская языческая власть называла первохристиан безбожниками. Истинный Бог "освобождал человека от морализма…"” (Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 206-207). А теперь, глядя на год создания, на этот 1993-й, когда был обстрел из танков Белого Дома и предательство церковью своей миссии умиротворения, можно считать закономерным отсутствие монастыря у Ефошкина. И можно уверенно цитировать сказанное мною о Левитане: “…свободному духу есть куда парить – в это бесконечное небо и его отражение. Нет преградам! И нет – современности…”. Ницшеанство это и его идеал метафизического иномирия, альтернативы того света христианства. И это при оголтелой, можно сказать, прорелигиозной деятельности Ефошкина. Как же возможно, чтоб в одном человеке уживалось христианство и его отрицатель, ницшеанство? Очень просто. Ницшеанство – подсознательный идеал, а христианство – осознаваемый. Христианство, вон, когда-то, при рождении, очень даже походило на ницшеанство. Ефошкин тоже может быть зол теперь на возрождённую после атеизма религиозность как на нечестность, как на модничанье. И, хоть ницшеанство – над Добром и Злом, но… И если в иллюстрациях житий святых как-то неуютно браться доказывать, что всё это не плоды вдохновения (так я в своей, с миру по нитке собранной, эстетической системе переназываю подсознательный идеал), а плоды осознаваемого замысла, то в религиозно ориентированном пейзаже это вполне возможно. Ефошкин. Небесная симфония. 1999. Пастель. Надо ли описывать словами эту какую-то детскую повторяемость деталей? – Репродукция прекрасно иллюстрирует немощь сознания перед подсознанием. 27 июня 2021 г.
|
14.07.2021 |
|
13.07.2021 |
|
12.07.2021 |
|
11.07.2021 |
|
10.07.2021 |
|
09.07.2021 |
Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются
|
08.07.2021 |
|
07.07.2021 |
|
06.07.2021 |
|
05.07.2021 |
|
04.07.2021 |
|
03.07.2021 |
|
02.07.2021 |
|
01.07.2021 |
Мертвящая систематичность науки
|
30.06.2021 |
Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский
|
29.06.2021 |
|
28.06.2021 |
Что ошибочно почуяли шестидесятники
|
27.06.2021 |
Не верю художнику В.А. Сафронову
|
26.06.2021 |
Медленным шагом, ровным зигзагом…
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"