TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!?

    Прошло много времени. Я раз читал “Шошу” нобелевского лауреата Башевиса-Зингера с офортом “Над городом” Шагала на форзаце. И всё понял. Издевается, мол, Шагал над замшелым опостылевшим иудаизмом и его приверженцами.

    Потом почитал-подумал и пришлось от такого толкования отказаться. А согласиться, что выражено обратное видимому глазом. Не безобразие, а (самоцитата) “"простейшие инстинкты и неотрефлексированные представления" (А. С. Мигунов) как идеал”. Что соответствует самоощущению масс, вышедших на арену истории. Но чтоб им так понимать Шагала, так нет. Так только элита понимает. Что Шагал просёк. И уехал из СССР во Францию, ибо советские массы его не понимали адекватно, а парижане – понимали.

    И вот, ссылаясь на похожесть на Шагала, пишет Манин, в частности:

    "Расторгуев пишет людей в каком-то фантастическом бытовом окружении, и здесь он близок к Шагалу, только на русской почве. Стилистика Расторгуева родом из городецкого искусства, сюжеты, характеры – из быта: то ли из дореволюционных времен, то ли из 1920-1930-х годов. Все они глубоко провинциальны по духу, но ирония сообщает им некую анекдотичную завлекательность. Образы художника продолжают живописную методологию начала века: в какой-то мере Шагала, затем – Тышлера. Они привязаны к русскому фольклору. В их образной специфике разворачивает многовековая картина людских отношений. Типаж взят из истории, из 1920-х годов – это мужики, франты, продавцы, картежники, парикмахеры и т.д. Возникает вопрос: зачем художнику эти исчезнувшие типы? Но в том-то и дело: цепная связь удерживает их в современности, а главное – Расторгуев оживляет эту прошедшую жизнь как воспоминание, в том числе в формах русского фольклора ХХ века… Расторгуев обладает чувством цвета. Нежные переливы его живописи создают гармонию, определяющую эмоциональную тональность сюжета. В картине “Лихач” (1984) почти кустодиевская красавица растворена в нежных дымчатых, розовых, зеленых, голубых, желтых красках, формирующих ее образ – безусловно, фольклорный, но так же, как у Кустодиева, сориентированный на определенные социальные вкусы – в данном случае обывательские” (Русская живопись ХХ века. Т. 3).

    Городецкая роспись. XIX век.

    Расторгуев. Лихач. Из цикла “Городецкие фантазии”. 1984.

    Чтоб меня застрелили, если б я сам смог додуматься, что такое может иметь не только эстетическую ценность (цветов "нежных дымчатых, розовых, зеленых, голубых, желтых”), но и художественную – обывательскую (от столкновения нежных оттенков с грубой фольклорностью). Да ещё и с элитарной насмешкой над обывательщиной (наверно, насмешка тусклостью).

    Расторгуев. Музыка. 1988.

    Расторгуев. Свидание у Церемонова болота. 2008.

    И, смотрю я, художник наштамповал таких каляк-маляк многие сотни.

    Так вот, верный принципу, что художественно только то, в чём есть следы подсознательного идеала, я не могу поверить, что штампование может быть порождено таким тонким переживанием, как смутное требование подсознательного идеала себя выразить.

    Это у Расторгуева вряд ли вообще искусство. Вряд ли "неотрефлексированные представления” художника. Вполне отрефлектированные.

     

    Написал и застеснялся. Абстрактные каляки-маляки Поллока, хоть они тоже в чём-то одинаковы, я обошёл таким уничижительным подозрением. Я тогда обрадовался, что я смог сам одну-другую его вещь понять, вывести из теории.

    Расторгуев тоже удовлетворяет аж теории художественности Выготского – сложноустроенность из противочувствий и катарсиса. Но я ж посмел Расторгуева развенчать, а Поллока нет.

    Хорошо, я дам там сноску, что развенчиваю Поллока за массовидность его продукции.

    Скажете, тогда я должен по массе статей этак пройтись и отказать от художественности авторам, за похожесть их произведений друг на друга.

    Нет. Не буду. Понять Поллока мне удалось с особенно большим трудом. Его идеал, ницшеанский, в принципе очень труднопостижим. Мне перед совестью своей важно этот полюс непонимания низвергнуть с художественности для повторений. С более легко постижимыми идеалами можно не поступать так принципиально.

    Ну кто, в самом деле, знает, когда до сознания художника дошло то, что было в подсознании. Само обращение к такой категории как подсознание уже предосудительно для многих.

    20 июля 2019 г.

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100