TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться…

    Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 года. Чем опять недоволен Маяковский? (Раньше – тем, что революция не наступает.)

    "С удивлением смотрю я, как с подмостков взятых театров звучат "Аиды" и "Травиаты" со всякими испанцами и графами, как в стихах, приемлемых вами, те же розы барских оранжерей, и как разгораются глаза ваши перед картинками, изображающими великолепие прошлого.

    Или, когда улягутся вздыбленные революцией стихии, вы будете в праздники с цепочками на жилетах выходить на площадки перед вашими районными советами и чинно играть в крикет?” (Открытое письмо рабочим. 15 марта 1918. http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/articles/otkrytoe-pismo-rabochim.htm).

    - Чего я рою землю?

    - Я хочу понять совершенно ужасное по словам стихотворение Маяковского конца 1918 года.

    РАДОВАТЬСЯ РАНО

     

    Будущее ищем.

    Исходили вёрсты торцов.

    А сами

    расселились кладби`щем,

    придавлены плитами дворцов.

    Белогвардейца найдете — и к стенке.

    А Рафаэля забыли?

    Забыли Растрелли вы?

    Время

    пулям

    по стенке музеев тенькать.

    Стодюймовками глоток старье расстреливай!

    Сеете смерть во вражьем стане.

    Не попадись, капитала наймиты.

    А царь Александр на площади Восстаний

    стоит?

    Туда динамиты?

    Выстроили пушки по опушке,

    глухи к белогвардейской ласке.

    А почему

    не атакован Пушкин?

    А прочие

    генералы классики?

    Старье охраняем искусства именем.

    Или

    зуб революций ступился о короны?

    Скорее!

    Дым развейте над Зимним —

    фабрики макаронной!

    Попалили денек-другой из ружей

    и думаем — старому нос утрем.

    Это что!

    Пиджак сменить сиаружи —

    мало, товарищи!

    Выворачивайтесь нутром!

    [1918]

    Интересно, что процитированные слова я впервые прочёл в работе Филатчева, посвящённой развенчанию Маяковского всюду, где он, Филатчев, только может.

    Он самортизировал непонятностью для рабочих таких слов “Открытого письма”:

    "Только взрыв Революции Духа очистит нас от ветоши старого искусства.

    Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины. Отдайте их в школы и университеты для изучения географии, быта и истории, но с негодованием оттолкните того, кто эти окаменелости будет подносить вам вместо хлеба живой красоты.

    Революция содержания — социализм-анархизм — немыслима без революции формы — футуризма” (Там же).

    То есть Маяковский уже в начале 1918 года понял (а к концу 1918 года вовсю уже горела гражданская война, и с независимостью советов было покончено централизацией власти), что страна пойдёт не путём настоящего социализма (ежедневного увеличения самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, то есть вплоть до наступления коммунизма с властью – анархией {без центральной власти}).

    Как мыслимо воевать, имея анархическое устройство власти, я не понимаю. Или понимаю. Как это представлял Андрей Платонов. У него в “Чевенгуре” есть сцена, как в отбитом у богатых слобожан городе в читальне сидят красноармейцы и читают, не обращая внимания, что кто-то из слобожан может подкрасться из пригорода и стрельнуть через окно в голову читающего красноармейца.

    Нехорошую тенденцию в общественной жизни Маяковский почувствовал и забил тревогу. И был прав. Через 70 лет общество, идя по неанархистскому, скажем так, пути, почти полностью переродилось и стало готово для реставрации капитализма.

    То есть стихотворение “Радоваться рано” надо счесть не футуристическим, а реалистическим произведением. И вдохновлено оно подсознательным идеалом открытия нового в социуме.

    Как всегда, то, что рождено подсознательным идеалом, обладает нецитируемым художественным смыслом.

    2 июня 2021 г.

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100