TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня.

    Её понять можно. Я посягнул на ценность иконы в принципе, т.к. она – прикладное искусство (о знаемом, о каком-то нюансе христианской веры). Тогда как по моему, эстетического экстремиста, мнению, первосортны произведения неприкладного искусства (о незнаемом, созданные под влиянием подсознательного идеала). А что, возмущалась она, может быть выше религиозного переживания.

    И как ей пробить меня, атеиста? – Очень просто: упрекнуть меня в субъективизме, раз я молюсь на науку.

    Ну а как мне отбиться? – Найти доводы, повышающие мысль об объективности моего мнения.

    В чём я находил странность в иконе, указывающую на наличие у иконописца в тайнике души ЧЕГО-ТО, словами невыразимого? – Этой странностью я называл поразительно красивый пурпурный фон в иконе.

    В самом деле, ни в одной известной иконе о Георгии такого оттенка почему-то нет.

    (Обсуждаемая – 4-я слева в первом ряду; красота оттенка видна на бОльшем увеличении.)

    Пурпурный это цвет царственности Господа по канону. Но такого оттенка все же нет нигде. Что-то случилось именно с этим иконописцем, чего не случалось ни с кем больше.

    А что могло в мире случиться исключительного, чтоб соответствовать исключительности оттенка пурпурного цвета? Икона – XIV века. В нём была Куликовская битва (1380). Но, если б икона с нею как-то была б связана, об этом бы упомянули. А до того с Новгородом случилось-таки – сто лет назад – чудо: до него не дошёл Батый. Все новгородцы считали, что Бог их спас. Но всё же это чудо не такое, как все чудеса, известные в пересказе свидетеля. Тут свидетели все новгородцы. Исключительность. Она могла отметиться в душе нашего иконописца ЧЕМ-ТО, словами невыразимым (а я всё же выражу – достигнутостью идеала). Случилось всем новгородцам увидеть Божественное чудо.

    То есть я нашёл две объективности, соответствующее друг другу (исключительный оттенок и чудо, исключительное по массовости охвата). И право их соотнести как объективное соотнесение немного увеличивается.

    А это много – такое немного.

    Остаётся одно: почему икона не была написана на сто лет раньше?

     

    .

    Оказывается, Римскому папе хотелось, чтоб Русь приняла католичество. Для этого надо было ей предложить покровительство и помощь от страшного врага. Для этого надо было страшного врага придумать. И его придумали – татаро-монгольское нашествие, начатое Батыем. Которого не было. Это были единоверцы (ибо и жители европейской части были всё ещё двоеверцами: и христианами, и язычниками), сибирские славяне. И это было не нашествие: чуть не все сдавались и переходили на сторону прибывших. Но прибывшие всё-таки требовали дань. И, факт, до Новгорода таки не дошли. Но Новгород всё равно платил дань.

    И вот папе надо (как со Скрипалями и Навальным) придумать и внедрить идею страшного врага.

    И сделали!

    В 1377 году написана была Лаврентьевская летопись. Через сколько-то времени в ней выдрали страницы и заменили их описанием татаро-монгольского нашествия.

    А иконописец-то наш по Руси не странствовал. Жил в Новгороде. И вот до него, да и до других в городе, дошло известие, что Батый-то – чингизид. Что Русь-то – в беде большей, чем вечные княжеские междуусобицы. А чудо-то недохода Батыя до Новгорода остаётся неизменным и уж абсолютно точным.

    Вот и объяснение особого вдохновения через 100 лет после события.

    22 апреля 2021 г.

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

08.05.2021
16:12

Против Дмитрия Быкова 11

    Хорошо иметь дело с умным врагом. Он может здорово озадачить. Тем приятнее над ним победа. Быков умён и озадачил меня конкретикой: "Гоголь искренне пытается . . .

07.05.2021
14:16

Против Дмитрия Быкова 10

    Здорово… Я б наверно задыхался от гнева или руки б у меня дрожали, если бы Быков написал, а я читал его опус о Бабеле много лет назад, когда я ещё не чувствовал себя . . .

06.05.2021
08:58

Можете бросить в меня камень за Матисса

    Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию: "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по . . .

05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств . . .

04.05.2021
21:48

Предположим…

    Предположим, что Якимович прав, что: "Живопись Кандинского после 1915 года — это именно живопись [иного, чем прежде] человека…” (ЖЗЛ. Кандинский). Если, по . . .

03.05.2021
20:06

Ребус

    Хоть застрелите меня, я не мог представить, что заставило художника Струлёва так исковеркать пейзаж, названный им “Васильковое поле”. Струлёв. Васильковое поле . . .

02.05.2021
08:42

Против Дмитрия Быкова 7

    Чтоб меня понимал любой случайный читатель, я должен представиться: я – эстетический экстремист. Я предлагаю по иному подразделить искусство на прикладное и . . .

01.05.2021
11:49

Против Дмитрия Быкова 6

    С каким-то смущением я приступаю к очередному разоблачению Дмитрия Быкова. Не могу понять себя. Он же не слабак, что нельзя обижать слабых… Слабак скорее я, что . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100