Её сентенция:
"…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые валеты”, например Лентулов. Свойственная их живописи материальность оказалась очень кстати в новой ситуации” (Галина Ельшевская).
А я ж много раз доказал, что подсознательным идеалом Лентулова является пробуддизм, этакое пассивное ницшеанство. Из чего вытекает, что не мог быть "кстати” соцреализму Лентулов, если его адекватно понимать.
И в самом деле, картины соцреализма, так называемого, яркие, с насыщенными цветами, излучающие оптимизм, без искажения натуроподобия.
А что у Лентулова?

Лентулов. Керченский завод. 1930.

Лентулов. Строители комбината. 1931.

Лентулов. Крекинг нефтеперегонного завода. 1933.
Какая мряка кругом… Какое отсутствие индивидуальности в лицах. На оптимизм в первой репродукции – жалкая потуга. Он же людей корёжит или делает муравейно незначительными.
Столкновение чувств, вызывающее пробуддизм (формульно) такое: устремлённое к сверхвысокому + раскованность простого низкого = устремлённость к сверхнизкому (см. тут). Где сверхвысоким подразумевается социализм, раскованностью – корёжение натуры, сверхнизким – безразличие ко всему пробуддизма.
Впечатление, что Ельшевская не подтрунивает над Лентуловым, а всерьёз обижена на него, протестанта всё же в царской России, ставшего подпевалой власти в СССР хотя бы тематически. Правда, не исключено, что она подтрунивает над властью ("очень преуспевают бывшие “бубновые валеты””), подвоха у них не замечающей. И тогда мой наскок на Ельшевскую смешон.
12 июля 2022 г.