TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

     

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай?

    Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В конце этого же года он умер. Значит, лекция была раньше. Он так ясно описал, что такое концептуализм. – Почему (я взялся читать о концептуализме нечто, предполагаю, 2022 года) более поздний автор, Галина Ельшевская в перечень литературы не вставила Алленова? Потому что лекция не на бумаге изданная работа? Мне про самого Алленова не понятно. Он явно смелый человек был. А цензуры давно нет. Почему он не сказал, что концептуализм – то же ницшеанство: до крайности не может художник перенести неопределённость, царствующую в Этом мире, что из-за такой непереносимости его подсознательным идеалом становится бегство вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (как тот свет христианства, только наоборот), только тем и хорошее, что, иномирие выражая, можно дать образ этого иномирия, например, негативизмом к неопределённости Этого мира? (Аналог: Чехова потрясла его чахотка, точнее – наличие смерти на Этом свете. Ну вот такие тонкошкурые субъекты…)

    Не то меня тихо бесит, что Аленов не влез телепатически мне в голову и не произнёс в своей лекции то, что, вот, написал я выше. Нет! Меня бесит, что иномирие это я постиг из диссертации Шалыгиной 1997 года. Уже больше 10 лет к тому времени не было цензуры. А Шалыгина струсила Чехова назвать ницшеанцем и внятно высказаться об иномирии, а не намёками, на которые и сослаться-то нельзя. Чего все трусят с этой философской стороной ницшеанства? Всё страшит, что Гитлер Ницше любил? – Ну разве может быть, чтоб Алленов, искусствовед, не узнал о диссертации Шалыгиной, филолога? И не разобрался (как я), что сокровенным идеалом ницшеанцев является бегство в метафизическое иномирие?

    Какая-то болезненная несообщительность с открытиями в гуманитарной сфере! В искусствоведении.

    И какой-то неистребимый уклон в формализм.

    Концептуализм так назван от слова “концепт”, понятие. Формалистски назван. По новизне, заключающейся в том что привлекается понятие для создания образа неопределённости. А понятие теснейшим образом связано со словом (хоть вообще-то дать понять можно не только словом). И тут не искусство слова, когда слова применяются для создания образа.

    Вот первое произведение концептуализма.

    Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965.

    Стул, его фотография и текст определения, что такое стул. Причём первые две вещи периодически заменяются (на другой стул и другую его фотографию), а текст – нет.

    Так вот этот текст – не художественный. Написан сухим официальным языком. Понятие, мол.

    И. да, это новшество. Названия всех прежних произведений имели какое-то отношение к процессу выражения ЧЕГО-ТО, словами невыразимого (подсознательного идеала в случае произведения неприкладного искусства). И не были понятиями.

    И, да, это новшество имеет отношение к экстраординарности, что и определяет искусство (и отделяет от ремесла и околоискусства): взять и понятие применить! Где? В искусстве.

    Но!

    Главное-то – содержание того ЧЕГО-ТО. В концептуализме – в радикальнейшем неприятии неопределённости в Этом мире, - ЧТО-ТО есть неприятие бегством в метафизическое иномирие, где всё не так, и, можно думать, что там и неопределённости этой противной нет. Хоть с грани веков (19 и 20) по сей день десятки стилей именно это и выражали. Одно и то же, одно и то же.

    Надо ли разжёвывать, что неопределённость в случае с продемонстрированным произведением Кошута состоит в раздражении, что разные всё же предметы имеют одно и то же понятие, а хотелось бы иначе. Вообще-то первобытные люди эту проблему решили. У них каждый предмет имел своё имя. Понятие не имело места быть. И не было этой теперешней специфической (и мерзкой для некоторых) неопределённости.

    Галина Ельшевская даёт наиобщее объяснение появлению концептуализма:

    "Концептуализм порожден разочарованием в прежней картине мира” (https://arzamas.academy/materials/1206).

    Оно пустое из-за слишком большого обобщения. Вот применила б слово “неопределённость” – было б другое дело.

    Спросите меня, если не хотите пойти по ссылке, чтоб самому прочесть Ельшевскую: “Есть в её статье какая-то тень этой неопределённости? Ведь если Неопределённость объективна, а не ваша выдумка, то она должна была как-то да проникнуть в слова Ельшевской”.

    Отвечаю.

    Мне случилось здорово проколоться с абстракционистом Поллоком. Я купился, что учёные вывели формулы вытекания струй красок из сосудов, где он их смешивал (Полок “рисовал”, выливая краски на горизонтально лежащий холст). Я поверил, что этими формулами определяли подделки под Поллока. На самом деле, чтоб уметь распознавать подделку, нужна б формула раскованных движений Поллока, выражающих меру его отчаяния от Этого плохого мира, - отчаяния, заставляющего его втайне от собственного сознания хотеть убежать в метафизическое иномирие. Оригинальность его движений должна б описывать формула. Притворщик, не имеющий в душе такого отчаяния, как Поллок, не уложился б в формулу, выведенную для Поллока.

    Но оригинальность запомним.

    А теперь читаем Ельшевскую:

    "Но кто дал автору право это свое “я” манифестировать? Это и есть один из главных концептуалистских вопросов” (Там же).

    В этих словах чувствуется, что непереносимо концептуалисту.

    Он думает на Поллока, что тот своей оригинальности отчаяния не имеет на самом деле (а ему её придумали и приписали искусствоведы). То есть, что` мы имеем с Поллоком: выражение истинного переживания или подделку? – мы не знаем. То есть в Этом мире царствует неопределённость. Что есть ужасно. Ну и т.д.

    То есть Ельшевская где-то в глубине души так же понимает концептуализм, как и Алленов: бегство от Неопределённости Этого мира. Только ей не дано так чётко выражаться, как Алленову.

    И я чего-то в искусствоведении не понимаю. Почему чёткость о чём-то новом не распространяется в искусствоведении с такой скоростью, как в физике: чуть не мгновенно при нынешних средствах связи?

    Какая причина побудила Кошута так остро реагировать на Неопределённость? – Возможно, лживость демократии на Западе. Что-то подобное заставило концептуализм возникнуть и в СССР (его Рейган назвал империей Зла, а я уточнил: империя Лжи {коммунисты коммунизм предали, а делали вид, что нет}).

    "Одно из первых произведений российского концептуализма — “Ответы экспериментальной группы” Ильи Кабакова” (Там же).

    Дальше цитировать нельзя, потому что опять плохо написано.

    Ил. Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970-1971.

    Оргалит, масло, эмаль, смешанная техника.

    Чтоб не колоть глаза, я текст перепишу (исправив грамматические ошибки).

    "Николай Павлович Малышев: Здесь я повешу свой новый плащ.

    Николай Аркадьевич Кривов: Этот паровоз я купил для Володи, моего сына.

    Александр Алексеевич Косс: Гвоздь забила моя жена, Брюханова Анна Алексеевна.

    Анна Борисовна Городовина: Я ничего не понимаю.

    Володя Малышев: Гвоздь можно легко вытащить.

    Элина Марковна Ямпольская: Надо поехать за дровами, дрова совсем кончились.

    Леночка Синицына: Палка не похожа на палку.

    Софья Тихоновна Солодова: В этом году нужно будет обязательно поехать к Ане и взять с собой Женю.

    Карл Вениаминович Сорин: Раньше здесь была автомашина.

    Глеб Александрович Шухаев: Я бы убрал палку, она плохо нарисована и здесь не нужна.

    Алексей Дмитриевич Лисицын: Я бы повесил здесь, на эту вешалку, какой-нибудь костюм.

    Борис Павлович Николаев: Мне тоже кажется, что не хватает какого-то предмета.

    Александра Мироновна Львова: Это, по-видимому, остатки какого-то психологического события.

    Иван Анатольевич Сисакян: Это символы: угроза, отсутствие чего-то, псевдодвижение и фиктивное усилие.

    Соня Подобед: Тут изложена программа уклонения, сокрытия.

    Лина Владиславовна Лешко: Мне не кажется, что знаковая система без пластики даёт картину”.

    Чёрт-те что, короче говоря. Неопределённость – ещё короче. И горе-горе, что так Всё устроено. Бежать Отсюда! В иномирие!

    Насколько понятен Чехов с его категорическим неприятием смерти на Этом свете (и то… ну кто так отчаивается?), настолько не представим субъект, ТАК не переносящий Неопределённость. Пусть даже Неопределённость – образ Всевранья.

    Проще думать, что во второй половине ХХ века не столько отчаивались из-за чего-то,- мол, подсознательно, - сколько гонимы "вихрем новаторских вожделений своей публики” (Луначарский. В мире музыки. М., 1971. С. 344). Или ещё проще: соблазнены деньгами ЦРУ под флагом обыкновенного формализма, символа Свободы от.

    9 июля 2022 г.

     

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100