TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано: "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что . . .

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня.

    Её понять можно. Я посягнул на ценность иконы в принципе, т.к. она – прикладное искусство (о знаемом, о каком-то нюансе христианской веры). Тогда как по моему, эстетического экстремиста, мнению, первосортны произведения неприкладного искусства (о незнаемом, созданные под влиянием подсознательного идеала). А что, возмущалась она, может быть выше религиозного переживания.

    И как ей пробить меня, атеиста? – Очень просто: упрекнуть меня в субъективизме, раз я молюсь на науку.

    Ну а как мне отбиться? – Найти доводы, повышающие мысль об объективности моего мнения.

    В чём я находил странность в иконе, указывающую на наличие у иконописца в тайнике души ЧЕГО-ТО, словами невыразимого? – Этой странностью я называл поразительно красивый пурпурный фон в иконе.

    В самом деле, ни в одной известной иконе о Георгии такого оттенка почему-то нет.

    (Обсуждаемая – 4-я слева в первом ряду; красота оттенка видна на бОльшем увеличении.)

    Пурпурный это цвет царственности Господа по канону. Но такого оттенка все же нет нигде. Что-то случилось именно с этим иконописцем, чего не случалось ни с кем больше.

    А что могло в мире случиться исключительного, чтоб соответствовать исключительности оттенка пурпурного цвета? Икона – XIV века. В нём была Куликовская битва (1380). Но, если б икона с нею как-то была б связана, об этом бы упомянули. А до того с Новгородом случилось-таки – сто лет назад – чудо: до него не дошёл Батый. Все новгородцы считали, что Бог их спас. Но всё же это чудо не такое, как все чудеса, известные в пересказе свидетеля. Тут свидетели все новгородцы. Исключительность. Она могла отметиться в душе нашего иконописца ЧЕМ-ТО, словами невыразимым (а я всё же выражу – достигнутостью идеала). Случилось всем новгородцам увидеть Божественное чудо.

    То есть я нашёл две объективности, соответствующее друг другу (исключительный оттенок и чудо, исключительное по массовости охвата). И право их соотнести как объективное соотнесение немного увеличивается.

    А это много – такое немного.

    Остаётся одно: почему икона не была написана на сто лет раньше?

     

    .

    Оказывается, Римскому папе хотелось, чтоб Русь приняла католичество. Для этого надо было ей предложить покровительство и помощь от страшного врага. Для этого надо было страшного врага придумать. И его придумали – татаро-монгольское нашествие, начатое Батыем. Которого не было. Это были единоверцы (ибо и жители европейской части были всё ещё двоеверцами: и христианами, и язычниками), сибирские славяне. И это было не нашествие: чуть не все сдавались и переходили на сторону прибывших. Но прибывшие всё-таки требовали дань. И, факт, до Новгорода таки не дошли. Но Новгород всё равно платил дань.

    И вот папе надо (как со Скрипалями и Навальным) придумать и внедрить идею страшного врага.

    И сделали!

    В 1377 году написана была Лаврентьевская летопись. Через сколько-то времени в ней выдрали страницы и заменили их описанием татаро-монгольского нашествия.

    А иконописец-то наш по Руси не странствовал. Жил в Новгороде. И вот до него, да и до других в городе, дошло известие, что Батый-то – чингизид. Что Русь-то – в беде большей, чем вечные княжеские междуусобицы. А чудо-то недохода Батыя до Новгорода остаётся неизменным и уж абсолютно точным.

    Вот и объяснение особого вдохновения через 100 лет после события.

    22 апреля 2021 г.

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100