TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!”

    Я было отказался, дескать, наитие должно найти, а не – по заданию. А потом вспомнил пословицу: аппетит приходит во время еды, - и решил наобум Лазаря начать.

    Ван Гог. Стул Винсента. 1888.

    Ведь ницшеанство, которое я вдоль и поперёк поисследовал, мне известно. В 1888 оно у Ван Гога или свирепствовало или стало вырождаться в самоповторение.

    Признак Абсолюта есть?

    "Ван Гог нарисовал картину на одном из грубых полотен…” (Википедия).

    И всё тут – грубое. И сама конструкция стула, и мазки в любом месте (словно никакого внимания нет к тому, чтоб, краску ровно положить).

    Откуда в месте "1" после проведения кисточкой с зелёным тоном появились бурые точки, я понимаю. Бурое было до проведения зелёным. Такое было, как чуть выше этого места. А кисточка – жёсткая и взято на неё мало растворителя. Вот краска без растворителя и не сходит ровно с кисточки на холст. Остаются просветы бурого.

    То же в месте "2".

    Труднее (я всё-таки не художник, кисть в руках держал полвека назад) объяснить, как появились белые риски. – Возможно, от плохого приготовления красочной смеси на палитре. Ван Гог не стал смесь (а она была с белилами) размешивать до полного смешения красок друг с другом. В смеси оставались прожилки белил. Он кистью подцепил, какое получилось, недоразмешанное, и брякнул на холст. Прожилки белил и образовались. И на зелёноватом, и на желтоватом, и на синеватом.

    Ещё труднее объяснить еле заметные белые риски в месте "3".

    Так или сяк, но нарочитое безобразие наляпано всюду*.

    И мне вспоминаются "неудобоваримые проявления искусства” (Беньямин. https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru).

    Когда наступило р-р-разочарование во всём, всём и всём, понадобилось изображение гадости, чтоб захотелось вообще вон из Этого мира.

    Абсолютом в этой вангоговской наляпанности является мыслимое что-то, что находится за Этим ужасным миром. Иномирие метафизическое. Такой вот идеал.

    Мне представляется естественным, что зарождение такого идеала происходит в подсознании. Труднее представить, что он долгое время не переходит в сознание. Трудно, но можно.

    Например, я об Абсолюте стал писать (и вообще эту статью писать), дочитав у себя (тут) до Абсолюта касательно картины Ван Гога “Печаль” (1882), найдя Абсолют: “в обнажённости фигуры на фоне природы”, придающей “экзистенциальный тон изображённому”.

    Понятно, что от обнажённости (которая тоже напоминает "неудобоваримые проявления искусства”) до грубых мазков способно пройти 6 лет, в течение которых страсть всё лучше выражать иномирие, - страсть, направленная на КАК, позволяет не обращать внимание на ЧТО выражается (иномирие). И оно потому способно сохраниться в состоянии подсознательного идеала.

    Я смею думать, что именно такая грубятина мазков в 1888 году была странностью. Например, в том же 1888 году, у Гогена в “Кафе в Арле” мазки нельзя назвать на такой же манер ужасными. А Гоген был тоже ницшеанец.

    Гоген. Кафе в Арле. 1888. Фрагмент.

    О странности я говорю в связи с подсознательностью идеала бегства из Этого мира.

    Странность – это то первое, что сигнализирует о художественности.

    Без странности о художественности говорить вообще не приходится.

    Шилов. Автопортрет. 1997.

    "…считал себя живописец все же портретистом. Его портреты отображают реальный образ, на полотне все имеет значение.

    У художника не бывает случайности, и поворот головы, сложенные руки, антураж — все выполнено с утаенным смыслом. Работа “Автопортрет” имеет особое значение в творческом пути живописца. Он не просто изобразил себя, он отразил свой характер, увлечение и жизненные принципы. Художник сидит расслаблено, откинувшись на спинку. В руках держит кисти и палитру.

    Складывается такое мнение, что живописца только оторвали от работы, он на мгновение повернул голову. Губы замерли в легкой улыбке, а глаза выражают доброту. Вьющиеся волосы до плеч выгодно дополняют образ художника, кажется, что именно такая прическа свойственна представителям живописи.

    Наброшенный халат делает обстановку домашней, возможно, именно в мастерской живописец и чувствовал себя как дома и редко расставался со своими красками. А вот кресло совсем не является атрибутом домашнего очага. Это произведение искусства представляет собой уникальный музейный экспонат ручной работы.

    В предметах мебели у А.М. Шилова был тоже художественный вкус. Окружают мастера портреты, примеры его работ. Это в очередной раз говорит о художнике больше как о портретисте, он сам себя приписывал к категории мастера портрета. Поза мастера уверенная, он руку положил на подлокотник, чувствует себя расслаблено.

    Портрет источает гармонию и умиротворенность. Можно с уверенностью сказать, что живописец занимался любимым делом. “Автопортрет” своего рода послание потомкам от великого представителя русской художественной школы. Эта работа о том, что в жизни главное гармония и любимое дело. Картина открывает нам лицо и характер художника, его жизнь” (https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-shilova-avtoportret/).

    Всё, что объяснено, и близко не предполагает возможности назвать его странным или недопонятным. Всё – от ума, от осознанности, "с утаенным смыслом”.

    Нет. Одну штуку я не понимаю: зачем было портрет дамы в синем именно с рамой вставлять в мольберт. Я спросил интернет. Он “ответил”, что для рекламирования продажи мольбертов.

    Раму-то заказчик не у художника покупает… Или это не того качества непонимание?

    28 октября 2020 г.

    *- Это – от сумасшествия. А сумасшедшие не могут творить. Им это просто приписывают извращенцы.

    - Ван Гог не 100% времени был болен. Его диагноз - “маниакально-депрессивный психоз” (https://aif.ru/culture/person/sindrom_van_goga_ili_chem_bolel_genialnyy_hudozhnik) – предполагает циклический характер приступов, которые "чередовались периодами, во время которых он был совершенно здоров” (Там же).

    То есть у Ван Гога вполне было время творить.

    29.10.2020.

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100