TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим безоглядную радость жизни. Мало того, я предложил такие произведения не ценить высоко. Хуже того – перевоспитать себя, если они непроизвольно нравятся. То есть из просто зрителя стать миниискусствоведом. – Поднялся шквал возражений (и лайков Дугаржапову, наверно, и роста числа подписчиков, моих единомышленников, можно думать, то есть не ценящих Дугаржапова высоко).

    Два из них отослали меня к минимализму самого Дугаржапова и к, кажется, минимализму Петра Безрукова. Первое – как поддержка Дугаржапова, второе – в порядке критики его.

    Посмотрим сперва на репродукции поддержки.

    Дугаржапов. Вечерняя тишина.

    Дугаржапов. Ночная Сена #.

    Дугаржапов. Коровинский спуск.

    Натуроподобие радостных пейзажей имеет инерцию и тут – в названиях. И сыграло, боюсь, злую шутку.

    Поясню.

    Что этим минимализмом Дугаржапов выражает ожидаемое от минимализма бегство от плохой-преплохой действительности в малочувствие, в какой-то пробуддизм, как-то не веришь при параллельной такой безоблачной радости, как в “импрессионистских” его картинах.

    Почему?

    Потому что идеал – штука инерционная. Нельзя прыгать от выражения малочувствия к ребячей радости от всего и обратно (как это предполагаешь из-за принципиального, наверно, отсутствия у художника дат). Нельзя, если предполагать автора человеком глубоким. Но можно, если он не глубок. Если он держит нос по ветру, чует, что будет продаваться.

    При запросе в поисковике слова “минимализм” первым в списке значится сайт “Минимализм как стиль жизни”. В его описании значится: “Минимализм в интерьере квартиры и дома, одежде и в жизни”. Третий сайт называется “Искусство быть простым: минимализм как стиль жизни”. Шестой – “Минимализм как стиль жизни: легко прощаемся с лишними вещами в доме”. И так далее. При запросе: “Дугаржапов Коровинский спуск”, - на первом же сайте можно увидеть такое:

    Ну действительно красиво. Но. Он тут дизайнер, а не художник.

    А самоценности цвета, - чего можно ждать из-за мысли, что радость жизни, как внеисторическое качество, проникает абсолютно в любое историческое искусство – в прикладное (о знаемом) и в неприкладное (о незнаемом, о результате подсознательного идеала), - у минималистского Дугаржапова как раз и мало.

    Даже в иконах – она есть: золотое небо (в средневековье не было изображаемо голубое небо). Или вот – прелесть багряного цвета.

    “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.).

    Или вот минималист – Хосе Бассо.

    Бассо. Кейко Мацуи - Когда я закрываю глаза.

    Кэйко Мацуи – японская пианистка и композитор, исполняющая музыку в стиле нью-эйдж (Нью-эйдж {англ. new age, дословно “новая эра”} — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием или, наоборот, с поднимающими настроение мелодиями).

    У красок Бассо такая красота и сила, что я сомневаюсь, что и тут выражен пробуддизм.

    Но ЧТО-ТО, словами невыразимое, тут, кажется, выражено, а не просто красяво.

    Может, гимн Эре Потребления и Удовольствий? И никакое не бегство из плохой-преплохой действительности в малочувствие.

    Тогда это не может быть подсознательным идеалом. Потому что все подсознательные взаимопревращаются друг в друга, исторически изменяясь по кругу через полюса (коллективизм и индивидуализм) в одном и том же порядке (за редким исключением). Потому что взаимопревращения происходят обязательно от разочарования в предыдущем, связанном с действительностью. И в тот замкнутый круг не втиснуться чему-то из уже бывших в истории типов идеалов: Личной пользы (низкое, например, Раннее Возрождение), Гармонии низкого и высокого (например, Высокое Возрождение), Трагического героизма (терпящего поражение высокого, например, Позднее Возрождение), Соединения несоединимого (низкого и высокого, например, Барокко). Ну и два инерционных вылета вон из круга на полюсах: идеал Сверхбудущего, благого для всех (например, Маньеризм) и идеал иномрия (например, в веках повторяющееся ницшеанство индивидуума, активное {у сверхчеловека} или пассивное {у пробуддиcта}).

    Радости от ницшеанства – с принципиально недостижимым идеалом – только в умении дать его образ.

    Пробуддизм – наиболее вероятный тип идеала у Бассо. Но очень уж много радости у него.

    Тут идеал осознаваем. Осознаваемые, все, вне круга тех, которые рождаются подсознательными.

    Всё это выглядит каким-то чревовещанием и предложением поверить на слово. Но на самом деле за моими словами практика десятилетий подтверждения этой схемы. Практика, которую любой любопытный может проверить, ибо всё – опубликовано в интернете.

    Причём ориентируюсь я не на стили (материальное, КАК), а на идеостили (ЗАЧЕМ ТАК). И тогда одним и тем же идеостилем, например, выражающим победу размашистого человека, для меня являются, казалось бы, противоположные по стилю вещи: мол-импрессионизм и мол-реализм.

    Безруков. По-моему, это Коктебель.

    Энгр. Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832. Фрагмент.

    Безруков мне был выдвинут как хороший импрессионист против плохого импрессиониста Дугаржапова.

    Безруков. По-моему, это хутор в степи.

    Безруков. Наверно, там же, где степь и Коктебель.

    Безруков. По-моему, Ялта.

    Является ли для меня победа размашистого человека подсознательным идеалом? А без “да” я не смогу назвать Безрукова (да и Энгра!) создающим художественные произведения. Они станут для меня создателями всего лишь эстетически ценных произведений.

    Нет. Это идеал осознаваемый. То есть и Энгр, и Безруков – творцы произведений прикладного искусства, приложенного – здесь – к задаче усиления переживания победителя в жизни.

    А Дугаржапов, по-моему, в “импрессионистском” стиле – художник внеисторического воспевания радости жизни, возможно тоже заданной сознанием, а в “минималистском” стиле – прикладник, чем-то близкий к сочинителям колыбельных песен.

     

    Прошу извинения у тех, кого я обидел, не сказав об их любимцах слов наивысшего одобрения.

    20 октября 2020 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100