TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.01.2025
22:03

Спортивный интерес в эстетической области

     

    Контрики прислали мне такую репродукцию.

    По тощей берёзе я подумал, что это Нестеров. – Стал искать название в “поиске по картинкам”. Он, вроде, подтвердил сперва мою угадку.

    Я уже стал прицеливаться находить искажение натуры, как то и положено ницшеанцу, каким давно Нестеров у меня получился при разборах этот художник. Срезанность деревьев вверху обещала, что отражение, как это часто у Нестерова, не совпадёт с отражаемым. И всё совпадёт с прежними разборами.

    Но дальнейшие операции показали, что нет, тут не Нестеров, а художница Камынина из студии имени Грекова. Военная художница. Вещь называется “Тишина”.

    И вправду, если всмотреться, тут тема – конец Великой Отечественной войны. Фигура-то – молодой женщины. С распущенными волосами (пилотка, наверно, в руках). В сапогах и шинели. Стройная… Рюкзак сняла и положила на причал. – Никакого корёжения натуры тут быть не может.

    А среди похожих картинок (крайняя справа в “поиске”) значится настоящий Нестеров с монахами своими.

    И у меня возник спортивный интерес найти там искажения натуроподобия.

    Нестеров. Лисичка. 1914.

    И я, конечно, нашёл, что, если слева отражение и отражённое совпадают с натурой, то справа – нет. Отражение нарисовано существенно меньше, чем нужно было б.

    Благодаря окну монастыря (двум параллелям верха и низа окна) я нашёл точку схождения перспективы (белые тонкие линии) на горизонте (красная линия). Линия горизонта нужна потому, что правила рисования отражения распространяются на то, что ниже линии горизонта. Тонкие зелёные линии слева и справа – это линии уровня воды. Нижняя – это урез воды на самой кромке берега, верхняя – уровень воды под деревом на удалении от уреза. Красные вертикали – это высота отражаемых деревьев. Голубые вертикали – это то, каким бы должно было быть отражение без корёжения. Слева отражение верное, справа – нет.

    ЧТД – что и требовалось доказать. Так нас в школе учили писать в конце решения задачи.

    4 сентября 2023 г.

    После того, как я опубликовал эту заметку на своём дзен-канале, пошли комментарии, а под ними дзен поместил, по своему обыкновению, материалы других авторов о Нестерове. Все поголовно видят в нём пишущего прорелигиозно. Я исправно написал им комментарий свой с указанием статьи своей, где у меня в антирелигиозном духе истолкована картина, вынесенная автором своего прорелигиозного писания на обложку. И вдруг, бац, про одну картину я не могу комментировать в таком же духе. Во-первых, я её не разбирал никогда, во-вторых, я что-то вообще не вижу никакого корёжения натуроподобия.

    Нестеров. Тихие воды. 1912. Холст, масло.

    Что делать?

    Я решил продемонстрировать свою объективно и признать своё поражение с данной картиной. Скопировал её. Вставил в статью. Всмотрелся и… Я, кажется, и тут могу вывернуться! – Пассажир лодки не имеет отражения в воде, тогда как гребец его имеет.

    Или можно мне возразить, что на то пассажир и с нимбом вокруг головы. Изображено такое религиозное явление как явление святого верующему. Я спросил всезнающий интернет: “явление святого в 2022”, - и открыл первый сайт по предложенному списку. Это оказалось видео, где закадровый голос рассказывал о явлении святого отрока Вячеслава в феврале 2022 года одному прихожанину. Видеорядом был вид через лобовое стекло автомобиля, едущего по заснеженной лесной дороге. И никаких искажений натуры. А в углу экрана картинка с кем-то с нимбом вокруг головы. То есть, можно мне возразить, что у верующего Нестерова что-то подобное в его картине “Тихие воды”. – Явление сверхъестественное изображено. Вот и нет отражения от этого, что с нимбом.

    Что я могу возразить?

    Что лесная-то дорога была без искажений, а у Нестерова – вижу вдруг – нет отражения и от растительности на противоположном берегу. Ведь между нашим берегом и дальним лежит песчаный остров без кустов и деревьев. И между островом и дальним берегом – голубая полоса реки. А должно б быть отражение малорослых деревьев, что растут у самого берега. – Но…

    ""Над вечным покоем”. На картине изображено озеро, и при безветренной погоде мы видели бы в воде отражения берегов и неба, но ветер вызвал рябь на поверхности воды, и ее беспокойная гладь потеряла способность отражать” (https://lavrus.tretyakov.ru/publications/sozertsanie-otrazheniy-i-otrazhenie-sozertsaniy-v-peyzazhakh-levitana/).

    А почему тогда отражается всё-таки гребец? Тогда наличие отражения у гребца и есть искажение натуры, потребное разочаровавшемуся во всём Этом мире ницшеанцу.

    5 сентября 2023 г.

    Знаете что, читатель… Терять мне нечего…

    При предыдущей манипуляции с Нестеровым мелькнул перед моими глазами первый портрет академика Павлова.

    Нестеров. Портрет Ивана Петровича Павлова. 1930.

    И я подумал, а что если и тут есть корёжение натуроподобия? И, по-моему, нашёл. – За спиной академика угол веранды. Он прямой. 90 градусов. Если строение обычное. То есть горизонтали окон на обеих стенах не должны совпадать в одну горизонталь, если точка зрения (и горизонт) не находится на этой горизонтали, что вряд ли. А она там и не находится.

    Линия горизонта – синяя. Она проходит через точку схода горизонталей (красными линиями). Верхняя соединяет кончики ушей (предполагается, что Павлов держит голову ровно). Нижняя соединяет уголки отворотов пиджака (предполагается, что Павлов и корпус держит ровно). И горизонт выше горбылька горизонтальной части переплёта окна.

    То есть взгляд на горбылёк – сверху. То есть левый и правый горбыльки, находящиеся друг к другу под углом 90 градусов, должны быть сходящимися линиями. - А они - см. картинку выше – практически одна и та же линия. То есть это – натурокорёжение.

    Другое натурокорёжение – обратная перспектива в обложке книги.

    8.09.2023.

     

     

11.01.2025
16:44

Неуч

    Неуч – это я. Я не учился официально искусствоведению. Учился сам. Возможно, уродливо. И вот теряюсь, не могу определить, к какому стилю отнести совершенно . . .

05.01.2025
15:23

Козыряю терией

    Политизация в области искусства всегда воняла. А у меня бзик, можно сказать: я считаю, что настоящие произведения искусства рождаются идеалом художника. А идеал . . .

01.01.2025
22:53

Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией

    Первый, если читали и помните, антисоветскость справа в СССР (Городницкий в “Будапешт-56"). Второй, подумалось, - формализм, не чуяние, как теперь у Екатерины . . .

28.12.2024
18:39

Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!

    На днях мне привелось разобрать рассказ Чехова “Человек в футляре” (см. тут). А сегодня о нём речь была на канале “Культура” в передаче “Игра в бисер”. И никто . . .

22.12.2024
20:45

Как незаметно для себя становятся предателями России

    Это настоящая переписка на этой неделе с очень давней русской эмигранткой во Францию. Её слова будут косым шрифтом, мои – прямым. Общих знакомых у нас нет. Никто . . .

15.12.2024
21:52

Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023

    Словоблудие таково: "Живопись Дмитрия Николаевича Ермолова акцентируется на самом первом и самом ярком впечатлении. Это картины, посвящённые сильной и . . .

11.12.2024
21:43

Вечное повторение на службе у предателей России

    Это можно было предвидеть… Раз Россия, ужаснувшись демократии 90-х, шатнулась в традиционализм, то стихи поэты должны были начать писать преимущественно . . .

09.12.2024
21:00

В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных

    Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной . . .

07.12.2024
21:17

Озарение Вольфа Шмида

    Стоило мне так долго жить (мне 85), чтоб сегодня, вот, прочесть некоторым образом то, за приятие чего наукой об искусстве я неумело бьюсь уже больше полувека. Текст . . .

03.12.2024
23:06

Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»

    Почему недостойный? – Я ориентируюсь на Пушкина. Он тоже ответил стихотворением “Клеветникам России” на политические речи. Как ответил стихотворением Лоза на . . .

28.11.2024
20:52

Что я себе позволяю

    Прочёл у Вольфа Шмида такую сноску: "На роль физиологии при возникновении и развитии идей в мире Чехова указывает А. П. Чудаков, приводя одну из заметок из . . .

26.11.2024
14:59

Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»

    Я не согласен с теми, кто считает украинцев с русскими одним народом. Теперь особенно ясно, что в политическом (не этническом) смысле это стал вполне другой народ, . . .

24.11.2024
21:30

3-е продолжение уныния с Чеховым

    Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - . . .

23.11.2024
19:47

Филологический восторг

    Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно . . .

21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100