Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.01.2025 |
Спортивный интерес в эстетической области
Контрики прислали мне такую репродукцию. По тощей берёзе я подумал, что это Нестеров. – Стал искать название в “поиске по картинкам”. Он, вроде, подтвердил сперва мою угадку. Я уже стал прицеливаться находить искажение натуры, как то и положено ницшеанцу, каким давно Нестеров у меня получился при разборах этот художник. Срезанность деревьев вверху обещала, что отражение, как это часто у Нестерова, не совпадёт с отражаемым. И всё совпадёт с прежними разборами. Но дальнейшие операции показали, что нет, тут не Нестеров, а художница Камынина из студии имени Грекова. Военная художница. Вещь называется “Тишина”. И вправду, если всмотреться, тут тема – конец Великой Отечественной войны. Фигура-то – молодой женщины. С распущенными волосами (пилотка, наверно, в руках). В сапогах и шинели. Стройная… Рюкзак сняла и положила на причал. – Никакого корёжения натуры тут быть не может. А среди похожих картинок (крайняя справа в “поиске”) значится настоящий Нестеров с монахами своими. И у меня возник спортивный интерес найти там искажения натуроподобия. Нестеров. Лисичка. 1914. И я, конечно, нашёл, что, если слева отражение и отражённое совпадают с натурой, то справа – нет. Отражение нарисовано существенно меньше, чем нужно было б. Благодаря окну монастыря (двум параллелям верха и низа окна) я нашёл точку схождения перспективы (белые тонкие линии) на горизонте (красная линия). Линия горизонта нужна потому, что правила рисования отражения распространяются на то, что ниже линии горизонта. Тонкие зелёные линии слева и справа – это линии уровня воды. Нижняя – это урез воды на самой кромке берега, верхняя – уровень воды под деревом на удалении от уреза. Красные вертикали – это высота отражаемых деревьев. Голубые вертикали – это то, каким бы должно было быть отражение без корёжения. Слева отражение верное, справа – нет. ЧТД – что и требовалось доказать. Так нас в школе учили писать в конце решения задачи. 4 сентября 2023 г. После того, как я опубликовал эту заметку на своём дзен-канале, пошли комментарии, а под ними дзен поместил, по своему обыкновению, материалы других авторов о Нестерове. Все поголовно видят в нём пишущего прорелигиозно. Я исправно написал им комментарий свой с указанием статьи своей, где у меня в антирелигиозном духе истолкована картина, вынесенная автором своего прорелигиозного писания на обложку. И вдруг, бац, про одну картину я не могу комментировать в таком же духе. Во-первых, я её не разбирал никогда, во-вторых, я что-то вообще не вижу никакого корёжения натуроподобия. Нестеров. Тихие воды. 1912. Холст, масло. Что делать? Я решил продемонстрировать свою объективно и признать своё поражение с данной картиной. Скопировал её. Вставил в статью. Всмотрелся и… Я, кажется, и тут могу вывернуться! – Пассажир лодки не имеет отражения в воде, тогда как гребец его имеет. Или можно мне возразить, что на то пассажир и с нимбом вокруг головы. Изображено такое религиозное явление как явление святого верующему. Я спросил всезнающий интернет: “явление святого в 2022”, - и открыл первый сайт по предложенному списку. Это оказалось видео, где закадровый голос рассказывал о явлении святого отрока Вячеслава в феврале 2022 года одному прихожанину. Видеорядом был вид через лобовое стекло автомобиля, едущего по заснеженной лесной дороге. И никаких искажений натуры. А в углу экрана картинка с кем-то с нимбом вокруг головы. То есть, можно мне возразить, что у верующего Нестерова что-то подобное в его картине “Тихие воды”. – Явление сверхъестественное изображено. Вот и нет отражения от этого, что с нимбом. Что я могу возразить? Что лесная-то дорога была без искажений, а у Нестерова – вижу вдруг – нет отражения и от растительности на противоположном берегу. Ведь между нашим берегом и дальним лежит песчаный остров без кустов и деревьев. И между островом и дальним берегом – голубая полоса реки. А должно б быть отражение малорослых деревьев, что растут у самого берега. – Но… ""Над вечным покоем”. На картине изображено озеро, и при безветренной погоде мы видели бы в воде отражения берегов и неба, но ветер вызвал рябь на поверхности воды, и ее беспокойная гладь потеряла способность отражать” (https://lavrus.tretyakov.ru/publications/sozertsanie-otrazheniy-i-otrazhenie-sozertsaniy-v-peyzazhakh-levitana/). А почему тогда отражается всё-таки гребец? Тогда наличие отражения у гребца и есть искажение натуры, потребное разочаровавшемуся во всём Этом мире ницшеанцу. 5 сентября 2023 г. Знаете что, читатель… Терять мне нечего… При предыдущей манипуляции с Нестеровым мелькнул перед моими глазами первый портрет академика Павлова. Нестеров. Портрет Ивана Петровича Павлова. 1930. И я подумал, а что если и тут есть корёжение натуроподобия? И, по-моему, нашёл. – За спиной академика угол веранды. Он прямой. 90 градусов. Если строение обычное. То есть горизонтали окон на обеих стенах не должны совпадать в одну горизонталь, если точка зрения (и горизонт) не находится на этой горизонтали, что вряд ли. А она там и не находится. Линия горизонта – синяя. Она проходит через точку схода горизонталей (красными линиями). Верхняя соединяет кончики ушей (предполагается, что Павлов держит голову ровно). Нижняя соединяет уголки отворотов пиджака (предполагается, что Павлов и корпус держит ровно). И горизонт выше горбылька горизонтальной части переплёта окна. То есть взгляд на горбылёк – сверху. То есть левый и правый горбыльки, находящиеся друг к другу под углом 90 градусов, должны быть сходящимися линиями. - А они - см. картинку выше – практически одна и та же линия. То есть это – натурокорёжение. Другое натурокорёжение – обратная перспектива в обложке книги. 8.09.2023.
|
11.01.2025 |
|
05.01.2025 |
|
01.01.2025 |
Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией
|
28.12.2024 |
Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!
|
22.12.2024 |
Как незаметно для себя становятся предателями России
|
15.12.2024 |
Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023
|
11.12.2024 |
Вечное повторение на службе у предателей России
|
09.12.2024 |
В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных
|
07.12.2024 |
|
03.12.2024 |
Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»
|
28.11.2024 |
|
26.11.2024 |
Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»
|
24.11.2024 |
3-е продолжение уныния с Чеховым
|
23.11.2024 |
|
21.11.2024 |
Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие
|
19.11.2024 |
|
16.11.2024 |
Проследим за логикой искусствоведа
|
14.11.2024 |
|
08.11.2024 |
Наверно, не попала под репрессии картина
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"