TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

     

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то уподобиться, если сколько-то скопировать их стиль речи – удивительно раскованный, когда говорится о, между нами, профанами, говоря, совсем не очевидном для большинства.

    Вот пример неочевидности: композиция картины Саврасова “Грачи прилетели” (1871).

    Саврасов. Грачи прилетели. 1871.

    Что я вычитал, сермяжно спросив, поисковик: “композиция "Грачи прилетели" Саврасова”?

    "За деревьями виден забор и деревянная церковь с колокольней, а дальше — бесконечные поля с уже разлившейся рекой, и простираются они до самого горизонта. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле.

    Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Замысел художника был таков: он хотел, чтобы обратили внимание на дальний план, на равнину, которая играет в пейзаже немаловажно смысловую роль” (https://olga-dubova.ru/istoriya/savrasov-aleksej-grachi-prileteli-opisanie-kartiny-analiz-sochinenie.html).

    Зачем Саврасову понадобился такой выбрык композиции (давно, впрочем, известный, ещё с “Афинской школы” Рафаэля)?

    Про Рафаэля можно думать, что его подсознательный идеал гармонии низкого (обобщённый символ Аристотель) и высокого (обобщённый символ Платон) требовал равной внимательности к каждому представителю бесконечно отличающихся нюансов философий древности. Для чего надо было, чтоб они друг друга не заслонили. Что можно было сделать единственным образом. Чтоб ближние не заслонили собою дальних, надо было смотреть на ближних сверху, т.е. с высокой точки зрения (точки схода параллельных прямых, уходящих вдаль). Тогда из-за ближних оказывались, вверху над ними, дальние философы. Точка зрения на них могла теперь снижаться, и дальние как бы приближались для рассмотрения.

    Саврасов подобным образом поступил под влиянием сознательного замысла и подсознательного идеала.

    О чём говорил замысел?

    Прошло 10 лет со дня отмены крепостничества. Ничего хорошего от того, как отмена была произведена, не вышло.

    "В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а)1860-е гг. – создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов” (https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1855-1881-gg/obschestvennoe-dvizhenie-1860-1870-h-gg-konservativnoe-liberalnoe-revolyutsionnoe-napravleniya).

    Вот, подыгрывая этому движению, Саврасов и нарисовал старый-престарый снег, грязный, не сегодня-завтра исчезнущий. Для чего нужно было ему смотреть на ближний снег сверху вниз с высоты человеческого роста. Или лечь на снег и оттуда его рисовать. Но тогда любая кочка или ветка заслонила б ему даль.

    А та, со всем множеством её планов, была ему нужна по требованиям подсознательного идеала.

    И это был идеал совершенно разочаровавшегося человека. Не то, что десятилетие, вот, - века проходят, и ничего в России не меняется к прогрессу. Парадокс: этим можно гордиться, что спасает от схождения с ума. И образом этой Вечности и Неизменности является сама парадоксальная равнинность России. Нигде в Европе нельзя увидеть такие дали, как здесь. Там, у них, всюду горы, более или менее высокие близкие или не очень, но видные. Красота от этого – необыкновенная. Но – другая. В России – единственная в своём роде.

    Публика-то зажглась от намёка на революцию. Но она так и не наступила десятилетие за десятилетием, и тогда на первый план выступило переживание гордости за стихийное природное величие своей страны. За некое приобщение к вечности. – Понятно, почему русские – бытийный народ, а не имущественный, как другие европейцы.

    Что-то подобное случилось и в ХХ столетии. И разочарование от передряг востребовало почти такой же, может, тоже подсознательный идеал традиционализма в… Век Прогресса, так называемый. Провал хрущёвской оттепели его востребовал с оттенком негодования. Но Бритов не негодовал, а по-прежнему гордился, как Саврасов. Бравурным цветом, декоративностью, похожей на народные промыслы. Для чего многоплановых далей и далей и не нужно было.

    Но. Привыкшему к нечестности мутиле-писаке об искусстве хочется ж и надуться и что-то своё сказать. Например:

    "Вообще, в ярких картинах первым воспринимается именно цвет, композиция подчас ускользает. Тем интереснее улавливать в композиции отсылки к Саврасову, Левитану и другим великим русским художникам. (Читала в воспоминаниях о Бритове, что в его мастерской постоянно висели репродукции саврасовских грачей и "Марта" Левитана). И вот

    Ким Бритов. Грачиная пора. 1995 г.” (Разноцветные грани).

    Казалось бы, сходится: и воспоминания, и грачи вот на самой картине на первом, можно сказать, плане, и какая-то церковка на втором. Можно блеснуть насчёт "улавливать в композиции”… Хоть не знаешь, положа руку на сердце, в чём собственно, композиция именно тут и чему она, такая-то, служит тут. – Это ж принято в этой области приятного балагурства около искусства: говорить мутно, малоответственно. Главное – чувство по поводу изливать и им заражать. Можно и вообще, в принципе, любыми словами пользоваться.

    Например, я для картины Бритова “Март. Гости приехали”. 1996 (см. тут) применил слова: "Гимн санно-лошадной России как символу традиционализма, то и дело выступающему на передний фронт Истории”. То есть горьковатую неизменность проакцентировал (как и Саврасов далью). А что наша безответственная около этой репродукции приписала? – "Бритов стремился уловить переменчивость состояний окружающего пейзажа". – Прямо противоположное свойство. – Кто прав? – У неё и вопрос о точности слова не может возникнуть, раз о такой неточной сфере речь, как живопись. Главное – уметь связно и как-то другими словами повторить то, что другие написали об этом художнике. Главное – ляля.

    28 июня 2022 г.

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для . . .

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100