TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за экстремизма внеисторичны должны быть. И проявляться это должно б в экстремистских же внешних обстоятельствах. Скажем, революция 1918 года в Германии. А что я читаю:

    "Афористичный текст “Стеклянной архитектуры” Шеербарта посвящался Тауту, чей Стеклянный павильон

    Таут. Стеклянный павильон. 1914. Май.

    был украшен цитатами из Шеербарта: “Стекло открывает новую эру”, “Цветное стекло разрушает ненависть… Павильон Таута был залит светом, который струился сквозь его граненый купол и стены из стеклянных блоков, освещая вытянутый вдоль главной оси и украшенный стеклянной мозаикой зал, пол которого поднимался семью ступенями, в середине которых каскадом стекала вода [это была реклама стекольной промышленности; истошный вопль о принципиально возможном же счастье, не смотря ни на что]… В 1918 г. архитектор Адольф Бене вслед за Шеербартом заявил: “Стеклянная архитектура принесет новую культуру… Европеец прав в своих опасениях, что стеклянная архитектура будет неудобной. Безусловно, она будет такой. В этом и заключается одно из ее главных достоинств, так как прежде всего европейца следует лишить уюта” [индивидуализма, как начала всех бед].

    После достигнутого в ноябре 1918 г. перемирия в войне Таут и Бене организовали Рабочий совет по искусству, который в конце концов слился с более многочисленной “Ноябрьской группой”, созданной в то же время. Основной целью Рабочего совета по искусству, как провозглашала “Архитектурная программа” Таута в декабре 1918 г., было создание нового тотального произведения искусства при активном участии народа. В манифесте, опубликованном весной 1919 г., [после поражения коммунистической революции] Рабочий совет вновь подтвердил свой главный принцип: “Единение искусства с народом должно стать реальностью. Искусство — не роскошь для немногих, но достояние широких масс. Наша цель — союз всех искусств под эгидой великой архитектуры”. Возглавляемый Бене, Гропиусоми и Таутом, которые присоединились к художникам группы “Die Brucke” (“Мост”), Рабочий совет по искусству объединял около 50 художников и архитекторов, живущих в Берлине и его окрестностях. В него входили художники Георг Кольбе, Герхард Маркс, Лионель Файнингер, Эмиль Нольде, Герман Финстерлин, Макс Пехштайн и Карл Шмидт-Ротлуфф и архитекторы Отто Бартинг, Макс Таут, Бернард Хетгер, Адольф Мейер и Эрих Мендельсон” (https://vk.com/doc114556091_438601679?hash=18661b447e1becc4be).

    Мне знакомы Нольде, Шмидт-Ротлуфф и Пехштейн. Так первые два хоть в те годы экспрессионистами были (то есть истошными коллективистами), и их как-то можно помыслить левыми. Но как быть с ницшеанцем (см. тут) Пехштейном?!. Неужели перед нами то, про что говорят: крайности сходятся?

    У ницшеанца Пехштейна там – фовистский лаконизм цвета выражает отстранённость ото всего, и от изображаемого, и от Этого мира вообще. В метафизическое иномирие Пехштейн улетел в глубине души.

    А в картине “Три женщины на фоне пейзажа”

    Пехштейн. Три женщины на фоне пейзажа. 1911.

    крик-то какой экспрессионистский, неравнодушный (из-за как раз нелаконичности цвета, из-за дрожания красного в жёлтое и оранжевое на каждом другом кусочке изображения). И из-за того безобразия, чем занимается центральная женщина.

    И только год разницы между произведениями.

    И как это в одном человеке соединить?

    А ещё вопрос всё-таки, как крик ужаса экспрессиониста сожительствует с истошностью мечты экспрессиониста же о счастье, не смотря ни на что? Разве тут тоже крайности сходятся?

    Или это-то как раз и естественно: оба ж коллективисты?..

    Нет. Натяжкой пахнет…

    А у автора, сведшего всех в один список, аж о подсознательном говорится!

    "Таут и Шарун особенно подчеркивали важную роль бессознательного в творчестве. Шарун писал в 1919 г.:“Мы должны творить так, как велит нам кровь наших предков, вызывающая волны творчества…”” (Там же).

    И это было прямо противоположно прогрессу и технике, с чем обычно связывают конструктивизм.

    И – новый облом:

    "Таут продолжал поддерживать взгляды Шеербарта… Вместе с советскими градостроителями первых послереволюционных лет он рекомендовал разрушить города и вернуть урбанизированное население к природе. К наиболее реальным идеям относятся его попытки создать образцы аграрных общин, основанных на ремесленном труде; к наиболее фантастическим — стремление построить стеклянные храмы в Альпах. Типичной для предложений Таута в духе Кропоткина была модель аграрного поселения, имевшего форму круга. Его ядро состояло из трех отдельных жилых районов, каждый из которых предназначался для определенной категории жителей — Kunder, Kunstler und Kinder (посвященных, художников и детей) — и был организован вокруг дворов ромбовидного очертания. Эти триады группировались у центрального стеклянного “Небесного дома”, где собирались правители коммуны” (Там же).

    Вот для такого опрощенства я уже могу представить, как доходят до геометризма.

    Впрочем, практически стало не так. Немецкая послевоенная бедность сказала своё слово:

    "Баухауз был основан для возведения собора социализма… С течением времени идея собора отошла на задний план, а вместе с ней и некоторые художественные идеи. Сегодня мы должны в лучшем случае думать о строительстве жилища, может быть, даже только думать об этом... Перед лицом экономических трудностей наша задача — стать пионерами простоты, то есть найти простую форму удовлетворения всех жизненных нужд, которая в то же время была бы представительной и искусной” (Там же).

    СССР в 20-х годах был не богаче. И пусть не врут, что конструктивизм был вдохновлён чем-то там высоким, социалистическим. Просто геометризм как привычный уже за треть века экстремизм нарекли штукой "представительной и искусной”. Как про моду говорят “высокая мода”.

    А вообще смешно, как ерунду возвеличивают.

    Ещё одной пробой одухотворения опрощения был маздеизм.

    "Этот культ требовал аскетического образа жизни, периодических постов и вегетарианской диеты. Физическое и духовное спокойствие, считавшееся основой для творчества, дополнялось дыхательными упражнениями и релаксацией. Об этой направленной внутрь ориентации Иттен позже писал: “Ужасные потери и страшные события первой мировой войны… помогли мне осознать… мы должны уравновесить наши направленные вовне научные исследования и технические размышления направленными внутрь нас самих мыслями и делами” (Там же).

    А вот ещё одна проба.

    "…усилены появлением в Веймаре Тео ван Дусбурга, который приехал зимой 1921 г... проповедовал рациональную эстетику, направленную против индивидуализма…” (Там же).

    Действительно, ну какой индивидуализм в геометрических фигурах.

    Мохой-Надь. Круговые сегменты. 1921.

    "В 1922 г. я заказал по телефону фабрике вывесок пять картин из фарфоровой эмали. Передо мной была таблица красок фабрики, и я набросал свои эскизы на разграфленной бумаге. На другом конце провода у управляющего фабрикой была такая же бумага, расчерченная на квадраты. Под мою диктовку он размещал те или иные цвета в нужных местах” (Там же).

    Как? Станете после этого хвалить конструктивизм?

    Эстетика элементаризма – другое его название.

    20 февраля 2022 г.

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100