Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.04.2021 |
Слова Кандинского о конкретных картинах своих
|
20.04.2021 |
Слова Кандинского о конкретных картинах своих
|
19.04.2021 |
Бесович этот художник Файбисович
|
18.04.2021 |
Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?
|
17.04.2021 |
|
16.04.2021 |
Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)
|
15.04.2021 |
Не только авангардизм есть дегуманизация искусства
|
12.04.2021 |
|
11.04.2021 |
Я не верю футуристу, мол, Зданевичу
|
10.04.2021 |
Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»
|
09.04.2021 |
Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»
|
07.04.2021 |
|
06.04.2021 |
Всё зря Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны Григорьевны Назаренко (род. 1944) “Декабристы. Восстание Черниговского полка” (1978), имея ясно определенное историческое содержание, тем не менее смотрится условной театральной сценой, а отнюдь не восстанавливает драму восстания с исторической достоверностью. Эту манекенно-историческую недостоверность отчасти искупает красивый колорит картины, выдержанный будто в духе прошлого, с насыщенным цветом армейской формы, блеском сабель и пистолетов. И это интригующее сценическое действие цвета становится ценностью, отторгнутой от смысла и психологического состояния сюжета" (Русская живопись ХХ века. Т. 3). Я хочу сказать, что Татьяна Назаренко хотела сказать: “Всё зря”. Зря было восстание декабристов без крестьян, чтоб облагодетельствовать крестьян. Как зря было в 1975 году выступление наивного коммуниста капитана III ранга Саблина на большом противолодочном корабле “Сторожевой”, чтоб призвать к освобождению народ, не желавший освобождения от потерявшей коммунистическую перспективу верхушки СССР. Как не доросли крестьяне до революции против крепостничества, так переродились уже люди так называемого социализма из прореволюционеров в мещан. Можно не вникать, что не в красных мундирах конница саблями зарубила восставших, а артиллеристы: "ожидали мятежников в засаде. Подпустив полк на расстояние выстрела, артиллерия открыла огонь ядрами без предупреждения. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдал приказ продолжать движение прямо на пушки, которые, стреляя теперь уже картечью, нанесли ощутимый урон рядам восставших и рассеяли их колонну” (Википедия). Манин пишет, что слева, в другом времени, Ипполит Муравьёв-Апостол, младший из братьев. Ну что, что он застрелился 20-тилетним, видя, что восставшие терпят поражение? Манин пишет, что над офицером справа часы отмеряют время его кончающейся жизни. Ну и что? – Пожили братья Муравьёвы-Апостолы, побурлили, как это следует из хаотически разбросанных на переднем плане предметов, какими они пользовались, пока жили. – Ну и что? Не стоит овчинка выделки. Суета сует. Мир слишком плох. Лучше бесчувствие. Мне хочется думать, что обескураженность Татьяны Назаренко окружавшей её жизнью в СССР, а может, и вообще жизнью, - обескураженность, осознаваемая ею, рождала в подсознании всё же некий позитивный религиозный идеал, не похожий ни на коммунизм как веру, ни на известную какую-нибудь религию спасения. Буддизм был её сознанию не ведом. Но подсознанию – вполне. Он же полная альтернатива всему знаемому ею, знаемому как ерунда. И если знаемое – причинно и организовано, то в том идеале – наоборот: всё не связано. Что мы и наблюдаем на картине. Для Назаренко главным стало – как-то испортить просто видимое. – Если это женское тело, то как его лишить прелести? Чтоб зрителю чувствовать поменьше? – Расчленить. Назаренко. Обнажённая. 1995. Не натуралистически. Так бы, пожалуй, ого какая б сила чувств была. Нет. А освещённостью. Освещать полосами. И так далее от картины к картине. Так – в смысле искажать неповторяющимся образом. Назаренко. Один день жаркого лета. 2012. Тут вода с отражением просто как бы приклеена, будучи нарисована на другом холсте. Не говоря о нарочитом примитивизме в лицах, руках, окоёме… В этом позыве портить видится ТАКАЯ надуманность, что ни о каком подсознательном идеале немыслимо предположить. И потому скучно рассматривать её картины далее.
Вообще, про изображения, резко нарушающие натуру хочется думать, что только первое у каждого художника, если он не штукарь, а искренний, можно счесть рождённым с участием подсознательного идеала. А дальше – повторения себя. И есть не художественность, а иллюстративность. 17 июня 2019 г.
|
05.04.2021 |
Ещё одна попытка понять Хлебникова
|
04.04.2021 |
|
02.04.2021 |
|
02.04.2021 |
|
31.03.2021 |
Когда Сергей Михалков был честен
|
28.03.2021 |
Пришвин-художник за Гитлера не был
|
27.03.2021 |
Читая рассуждения Флоренского об искусстве
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"