TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу.

    Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978.

    "Картина Татьяны Григорьевны Назаренко (род. 1944) “Декабристы. Восстание Черниговского полка” (1978), имея ясно определенное историческое содержание, тем не менее смотрится условной театральной сценой, а отнюдь не восстанавливает драму восстания с исторической достоверностью. Эту манекенно-историческую недостоверность отчасти искупает красивый колорит картины, выдержанный будто в духе прошлого, с насыщенным цветом армейской формы, блеском сабель и пистолетов. И это интригующее сценическое действие цвета становится ценностью, отторгнутой от смысла и психологического состояния сюжета" (Русская живопись ХХ века. Т. 3).

    Я хочу сказать, что Татьяна Назаренко хотела сказать: “Всё зря”. Зря было восстание декабристов без крестьян, чтоб облагодетельствовать крестьян. Как зря было в 1975 году выступление наивного коммуниста капитана III ранга Саблина на большом противолодочном корабле “Сторожевой”, чтоб призвать к освобождению народ, не желавший освобождения от потерявшей коммунистическую перспективу верхушки СССР. Как не доросли крестьяне до революции против крепостничества, так переродились уже люди так называемого социализма из прореволюционеров в мещан.

    Можно не вникать, что не в красных мундирах конница саблями зарубила восставших, а артиллеристы: "ожидали мятежников в засаде. Подпустив полк на расстояние выстрела, артиллерия открыла огонь ядрами без предупреждения. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдал приказ продолжать движение прямо на пушки, которые, стреляя теперь уже картечью, нанесли ощутимый урон рядам восставших и рассеяли их колонну” (Википедия).

    Манин пишет, что слева, в другом времени, Ипполит Муравьёв-Апостол, младший из братьев. Ну что, что он застрелился 20-тилетним, видя, что восставшие терпят поражение? Манин пишет, что над офицером справа часы отмеряют время его кончающейся жизни. Ну и что? – Пожили братья Муравьёвы-Апостолы, побурлили, как это следует из хаотически разбросанных на переднем плане предметов, какими они пользовались, пока жили. – Ну и что? Не стоит овчинка выделки. Суета сует. Мир слишком плох. Лучше бесчувствие.

    Мне хочется думать, что обескураженность Татьяны Назаренко окружавшей её жизнью в СССР, а может, и вообще жизнью, - обескураженность, осознаваемая ею, рождала в подсознании всё же некий позитивный религиозный идеал, не похожий ни на коммунизм как веру, ни на известную какую-нибудь религию спасения. Буддизм был её сознанию не ведом. Но подсознанию – вполне. Он же полная альтернатива всему знаемому ею, знаемому как ерунда. И если знаемое – причинно и организовано, то в том идеале – наоборот: всё не связано.

    Что мы и наблюдаем на картине.

    Для Назаренко главным стало – как-то испортить просто видимое. – Если это женское тело, то как его лишить прелести? Чтоб зрителю чувствовать поменьше? – Расчленить.

    Назаренко. Обнажённая. 1995.

    Не натуралистически. Так бы, пожалуй, ого какая б сила чувств была. Нет. А освещённостью. Освещать полосами.

    И так далее от картины к картине. Так – в смысле искажать неповторяющимся образом.

    Назаренко. Один день жаркого лета. 2012.

    Тут вода с отражением просто как бы приклеена, будучи нарисована на другом холсте. Не говоря о нарочитом примитивизме в лицах, руках, окоёме…

    В этом позыве портить видится ТАКАЯ надуманность, что ни о каком подсознательном идеале немыслимо предположить. И потому скучно рассматривать её картины далее.

     

    Вообще, про изображения, резко нарушающие натуру хочется думать, что только первое у каждого художника, если он не штукарь, а искренний, можно счесть рождённым с участием подсознательного идеала. А дальше – повторения себя. И есть не художественность, а иллюстративность.

    17 июня 2019 г.

     

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100