TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова

ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ


23.02.2005
14:42

ГОСПОДИН ЛЕБЕДЕВ?!

    Добрые люди подсказали, и я узнал, что совершенно нежданно-негаданно меня <посчитали> в авторы независимого альманаха <Лебедь>. Главный редактор даже фотографию . . .

09.11.2004
08:26

ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ

    Чего только не сделаешь из трусости? Вот и я, дабы не походить на ваххабита, осквернил ножницами семь лет некасаемую бороду. Так что теперь, видя где-нибудь своё . . .

16.06.2004
20:06

ИЗМЕНА ОТ КУКЛИНА

    В 4-5 номерах <Сибирских огней> за 2004 год ( http://www.sibogni.ru/archive/34/376/ ) опубликован исторический роман Валерия Куклина <Измена>, описывающего события Смутного времени . . .

24.05.2004
17:17

ТАЁЖНЫЕ МЕНЕЛАИ

    С пятого класса советской общеобразовательной школы я мучался искренне и бессонно: ну почему величайшее эпическое повествование закручено на столь мелком . . .

15.05.2004
05:51

ТО-ТО, БРАТЦЫ, БУДЕТ СЛАВА

    Выше (см. <Лето резко континентального климата>) мы уже рассуждали о двойственной роли Праматери Бабы-Яги - испытальщице и дарительнице, о смешении в сказках двух . . .

03.04.2004
15:09

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

    Много ж нынче разговоров о нефти и правах на неё. Зазудело и мне своё лыко в общую строку встроить. Вдруг, да кто услышит провинциального лапотника и православного . . .

24.10.2003
21:18

БОГ ДАЁТ ВРЕМЯ

    Косое солнце розово контурит облетевшие тополя и липы, ещё хранящие испарину первых ночных заморозков, но асфальт с каждой минутой греется, и воскресный город за . . .

28.09.2003
09:15

ПОД МЕССИАНСКИМ СПУДОМ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СУБСТРАТА

    Впервые Западная Сибирь упоминается в русской летописи в одиннадцатом веке под именем <Обдория>. С 1187 года нижняя Обь вошла в <волости подданные> Великого . . .

23.08.2003
20:13

ШАМАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

    Мир хантов-остяков (<Ас-ях> - <остяк>) множит загадки своей угасающей культуры. Описатели и исследователи, начиная с Г. Новицкого, А. Кастрена, Регули, Диенеша, . . .

19.07.2003
11:05

ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА.

    Лето резко континентального климата, ни для кого и никогда не привычным перепадом температур в семьдесят-восемьдесят градусов, варит в котле сибирской черепной . . .

24.05.2003
16:33

КРАСОТА, СПАСИ МИР!

    Телеэкранизация Достоевского не должна была случиться иначе, чем через режиссуру Владимира Бортко. Мудрого и талантливого Бортко, сумевшего даже из карманной . . .

30.04.2003
06:31

О РОДИНЕ МАЛОЙ В КОНТЕКСТЕ

    Виват трёхсотлетию Санкт-Петербурга! А моему Томску через год четыреста. Конечно-конечно, что это за юбилеи в прищуренных глазах Рима Первого, Второго, Третьего? . . .

18.04.2003
19:08

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ

    Если волею судьбы попущено день за днём коротать в семистах двадцати трёх метрах от часовни святителя Николая, отмечающей географический центр былой Российской . . .

05.03.2003
07:23

ВЫКРЕЩЕНОМУ РЕВОЛЮЦИЕЙ

    Похоже, что пора принимать неизбежность того, что через десять-двадцать лет в России имя Джугашвили будет вызывать те же чувства, что и Бонапарта во Франции. Эти . . .

25.02.2003
13:57

В АПОКАЛИПСИС С ЛЮБОВЬЮ

    <Работа - это любовь, ставшая видимой> - так Джебран Халиль Джебран очертил границу соприкосновения Земли и Неба. Можно ли мне этим начинать? Пусть, ведь за окном мечется февраль, и никаких границ не существует. Неправославная цитата лишь эхом удостоверит, что рассуждения на тему причин и целей творчества универсальны на все времена и страны. Да, да, конечно, в поте лица своего человек ест на Земле хлеб свой, но стоит вложить в труд душу, как присутствующая в ней Любовь, которая есть Бог, самую прагматическую деятельность превращает из свинцового адамова проклятия в золотую заповедь блаженства: влюблённой душой подёнщина преполоняется в искусство.

    Что уж исламским гностикам, когда и папуасам из рода древесной лягушки понятно, что ни одно произведение искусства не состоялось без любви. Однако, искусство лишь передний край того, что определено советскими словарями как <совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении>. Культура - совокупность поиска и освоения техник и технологий литейного дела, выделки шкур, гипноза, селекции, законотворчества, мозаики и заживления ран. Каждый в своём направлении, каждый на основе своей школы. Личное творчество миллионов авторов микроскопическими полипами через века и вопреки расползанию материков собирает воедино хрупкий и незыблемый, каменный и живой атолл - коралловую чашу мировой культуры.

    Тягуче сладко, под созерцание сквозь двойное стекло ослепительно метущейся февральской метели, порассуждать о разделении первозданного хаоса на свет и тьму, на хляби небесные и подземные, о путях Каина. Да мало ли . Вот, например, очень даже интересно то, что, как у <физиков> математика выделяется из науки вообще, так у <лириков> литература всегда несколько отстоит от иных искусств. Почему? А ещё вопрос: если акт творчества, акт любви, связан с переживанием чувства восторга, то тогда что такое <антиутопия>? Что за страсть от Исаии и Иезекииля до Уэллса и Орвела? вновь и вновь восторгаться неизбежной гибелью миров? Отчего возможна столь стойкая любовь к смерти?

    Художник, как шаман к своему племени, всей кровью чует привязку к своему зрителю. Кровью, в которой растворена его душа. Племя эстетов или варваров, моралистов или революционеров, стяжателей или националистов - всегда есть круг плотской, камертонально дышащей близости тех, от кого родился и среди кого оформил себя как личность. Здесь всё родное, понятное, предсказуемое. Но в это же время <шаманская> душа пронзительно больна видениями, звучаниями и осязаниями иных, не ведомых соплеменникам реалий. Ненужное в обиходе присутствие неназываемых пока, пока неизъяснимых красок, аккордов и ласк томит, тяготит, преследует, и нет возможности укрыться, отказаться, вернуть талант Господину. Первым даром апостолам было познание языков, но были ли те языки только людскими, ведь Павел потом признался: <Если я говорю языками ангельскими и человеческими >? Есть такая профессия - толмач. Призвание, смысл и узничество художника в том, чтобы работать переводчиком трёх миров. Озарение - когда вызревшее в тайне томление взрывается дерзанием, и вот между небом, землёй и преисподней, на крылатом коне, солнечной пироге или сером гусе, снуёт вверх-вниз с дарами, угрозами и советами посланник, проситель и пилигрим. Ангелы, люди и демоны зовут и манят его, наполняют и высасывают, ограждают и губят, жгут, топят и воспевают. А он только в меру сил исполняет волю Создавшего его вот таким, слишком слышащим и излишне видящим. Он переводчик и перевозчик. Это его труд, его работа, которая, как и всякая иная - то проклятие, то заповедь блаженства. И за которую в любом случае спросится Тем, Кто берёт, где не клал, и жнёт, где не сеял. На всё Божья воля. И уже не одни коринфяне знают о том, что <кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу>.

    Быть жильцом всех трёх миров почти невозможно, даже припомнить-то пример сложно, так как сердце не безразмерно и душа чаше всего раскрыта к одной из границ. Кто же собеседник данного художника? Ангелы или бесы? Блаженство или одержимость диктуют палитру, помечают партитуру или нашёптывают тексты? Ангелы, люди или бесы? Тут проходит разделение солярных и ночных гениев, эстетов и популистов, нигилистов и консерваторов. Разделение в пространстве и времени зыбкое, зачастую откровенно условное, лишь для удобства классификации, но достаточно определяющее доминантные состояния автора. В скольких случаях Пушкин впадал в минутную истому, и тут же, <подъезжая под Ижоры>, опять светился и искрился. А ссутуленный лицезрением ночных портретов Гоголь, в тесно очерченном мелом кружке навзрыд писавший свои прощальные письма, за наползающим окружением виев, носов и плюшкиных так и не дождался пения петела.

    На той стороне улицы раскачанный ветром неоновый огонь намотал на себя моток снежных трепетных нитей. Окна в домах почти все погасли, и лишь фонари редко маячат вдоль ненужных в эту пору улиц. Эх, Сибирь, ох, февраль

    <Если я говорю языками ангельскими и человеческими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий> - учил Апостол. Влюблённой душой подёнщина преполоняется в искусство. Так что же такое <антиутопия>? Что за странное и стойкое устремление воспевать ужасы конца света? В чём смысл этой непресекающейся традиции на атолле культуры?

    Юнг пытался увязать гений и пророчество. Самое лёгкое и точное пророчество - неизбежность смерти каждого человека. Блок магнитился гибелью, Есенин любовался умиранием, а Высоцкий плотски боялся, и в их поэзии смерть одинаково стала главной карнавальной маской. Но это всё другое, это лирика, и от страданий юного Вертера до гибели миров расстояние принципиально непреодолимое. Нет, дело не в количестве черепов или детских слезинок. В хлумовской <Прелести> смерть убедительно верно через бесконечно малое выходит на бесконечно большое, но сам переход от этого не становится свободным. Разные коралловые ветви.

    Что же тогда определяет гипнотичность жанров? <Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше>. Тут и возможно проявление доминантности душевной принадлежности автора к одному из трёх миров.

    Где сокровище наше? Когда художник любит жить в мире людей, в срединном мире осязания фактур и обаяния плоти, когда слишком тонкие видения духов не увлекают его дудочкой крысолова, тогда всё равно, что бы он ни создал - трагедию или оду, мюзикл или реквием - все его творения пахнут бунинскими яблоками. Более-менее.

    Труженики преисподней стремятся убедить всех, что апокалипсис уже пройден. И да здравствуют перестройка, конец холодной войны и демократия! Осталось лишь найти Бен-Ладена, и сразу наступит тысячелетие нового <царства святых>. Знакомо? Тысячелетний Рейх для избранных или интернациональная коммуна. Не придирайтесь: грядёт эпоха Водолея, и Царь иудейский с Буддой Матрейей вот-вот воплотятся в белых венчиках из роз . Адепты мрака маниакально переписывают историю, кропотливо путая петли времени, очерняют, клеймят и кривят прошлое, и всё для того, чтобы ещё ослепительнее сверкали надвигающиеся братство, равенство и братство. Это от их нечеловеческого упорства год от года массовое сознание штампуется <диким средневековьем, московитским хамством и тупостью православия>. Зато иллюминированное материализмом человечество цивилизованно поклоняется обезьяньему тотему. Антиутопия оптимистичных сатанистов всегда в прошлом или настоящем, а впереди для них разноцветными воландовыми глазами соблазнительно звездится обещанный экстаз бессудности и безнаказанности.

    Собеседники же ангелов знают, что второе пришествие ещё предстоит. Но перед тем будут гонения за веру, великая война, последний Царь Михаил, нашествие желтолицых, торжество антихриста, печать на чело и недождящее небо . Их мытарят видения неминуемого Суда и язвят множащиеся приметы близящегося скончания времён, когда <вся Земля и все дела рук человеческих> сгорят. Им страшно, им больно беспомощно свидетельствовать эйфорию торопливого строительства последней Вавилонской башни цивилизацией содомитов. А в прошлом у них Золотой век и князь Серебряный. Пессимизм? Да, более того, полное отчаянье, если не любить Личность Христа и отвергать смысл Его Голгофы.

    Созвучна ли душа художника раю или аду, но носящая её кровь солона как у всех, и мускулы сердца толкают её кругами <семьдесят, а при большей крепости, восемьдесят лет>, и оптимистичный и пессимистичный толмач толкует нечто с неведомого языка своим единоплеменникам их языком формул, рондо и сонетов. Воспринимает ли он себя мессией? Ну, разве что на уровне пятнадцатилетней селяночки Жанны, которой архангел Михаил повелел спасти Францию. Даже подозревать нельзя. В вождизм играют только имитаторы творчества. Но насколько художник дорожит признанием? Это отдельная тема.

    А вот <чьим> признанием? Солженицын в результате пережитой смерти-воскрешения после онкологического приговора, логично считает себя отвечающим только перед Богом. И Богу. Поэтому не фальшивит в своём отшельничестве. Он <отрабатывает> обретённую вторую жизнь, как человек естественно планового сознания: заложил в таком-то году высказаться по такой-то проблеме, собрал материалы, просмотрел справочники и словари - и высказался. Без интереса к реакции. Эта незаинтересованность позволяет Александру Исаевичу бесстрастно, как лунатику по коньку крыши, пройтись даже по такой самоубийственной для любого другого теме, как русско-еврейский вопрос. Но беда его толкователям.

    Можно ли художнику уйти от своей судьбы? Попытки самовольно сменить веру наказуются творческой пустотой, даже при самых благих намерениях. Всё те же Гоголь и Оптинцы И ещё последний роман Астафьева <Прокляты и убиты>. Измена промыслу - сотворить назло. Мастер, обессмертивший себя <Царь-рыбой>, создавал вещь назло. На зло. Зачем? Ради чего? Обрести себе новую аудиторию, новое племя? Измена влечёт безблагодатность. Впрочем, <назло>, без любви писалась и Каренина. И мало ли

    Звенит по стеклу кимвал метели. От Урала до Тунгусского плато, от тундры и до Алтая вся Западно-Сибирская низменность закружилась волчком антициклона. Где-то там, в районе Сургута, есть малая зона покоя с прозрачной чернотой пробитого звёздами ледяного неба, а вокруг безначально-бесконечно куролесит мятежная метель. О чём это всё я? <Помилуй мя, Творче мой Владыко>, пора спать.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
252548  2003-06-21 05:51:48
Дворцов
- Вот и опять я прав оказался: 32527

И никакого, qwerty, от этого удовольствия.

13.02.2003
20:10

ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ

    ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ Как-то, когда-то, в Пюхтицком Успенском монастыре, где я Великим постом нёс послушание в иконописной мастерской у матушки Митрофании, . . .

1|2

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100