Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

03.10.2001
00:03

Багровые реки (Франция)

02.10.2001
11:25

Александр Кузьмин - поэт из Перми

01.10.2001
12:14

Дебют Дмитрия Скрипки

01.10.2001
11:30

"Нужен ли России Самодержец?" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

01.10.2001
11:28

"Все дело в числе дам и политологов." - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

01.10.2001
10:52

Рисунки Геннадия Калиновского в Интернете

01.10.2001
00:27

"Что более всего досаждает день за днем? " - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

30.09.2001
17:58

Музей Поленово в "Русском переплете"

30.09.2001
13:12

Приезжайте в Ясную Поляну

30.09.2001
00:46

"Демоны Сердюченко" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

30.09.2001
00:43

"Америка и сегодня продолжает поддерживать мерзавцев, взорвавших дома в Москве и Волгодонске" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

30.09.2001
00:35

Демоны Сердюченко

29.09.2001
17:51

"Электронные пампасы": Детский сад стихов Роберта Льюиса Стивенсона

29.09.2001
11:47

"Идеи и власть" - новое в обозрении "Сердитые Стрелы Сердюченко"

29.09.2001
03:38

"Истина в вине" (Франция)

28.09.2001
12:01

Соловьи-разбойники ( 65-летию ГИБДД посвящается ) .

27.09.2001
13:45

28 сентября состоится Пятничный Вечер "Русского переплета"

27.09.2001
12:13

"Идиот непредсказуем" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

27.09.2001
11:54

"Товарищ & брат" - новые стихотворения Натальи Рожковой

26.09.2001
17:34

Сегодня день рождения Джорджа Гершвина (род.1898).

    Вряд ли это имя заслуживало бы особого внимания, если бы оно так не навязло в ушах. В начале 90-х в самый разгар демократических реформ в России "Рапсодия в стиле блюз" по 2-3 раза в неделю исполнялась на радио; это, не считая бессчисленных переложений, последнее из которых - попурри "известного московского скрипача" Игоря Фролова, составленное по мотивам "Порги и Бесс". Под его аранжировку был создан специальный ансамбль и выделена "президентская" субсидия. Результатом напористой компании, естественно, явилась идиосинкразия, побуждаюшая меломанов щелкать тумблером выкл. при первых звуках сочинений "выдающегося американского композитора и пианиста".
    Что значится под именем Гершвин в музыкальных справочниках?
    Основоположник симфонического джаза. "Рапсодия" (1924) была первым сочинением, трактовавшим джаз в симфоническом плане. Оно вызвало шок в консервативных кругах.
    Вот неформальное высказывание, принадлежащее, похоже, Леонарду Бернстайну (своими словами). Многие композиторы ходили вокруг джаза, подобно котёнку около блюдца с горячим молоком, не решаясь к нему прикоснуться. И только Гершвин и т.д.
    Всё это, разумеется, чистая неправда. Первым был чешский композитор Антонин Дворжак, который в 1892-1895 занимал пост директора Национальной консерватории в Нью-Йорке. Тогда же он написал симфонию No 9 "Из Нового Света" (1893), основная тема которой выдержана в джазовых тонах. Это сочинение Дворжака не только хорошо известно в консервативных музыкальных кругах, но и пользуется заслуженныи успехом у рядовых слушателей.
    К тому же жанру прежде Гершвина пришёл Дариюс Мийо. Хотя бы потому, что он родился раньше (1892). Так, его знаменитый балет "Бык на крыше" датируется 1919 годом. Приблизительно в это же время или чуть позже Игорь Стравинский написал свой "Рег-тайм".
    Не делать ссылки на предшественников, вести себя так, будто до их появления повсюду расстилалась целина - обычная манера этой публики. Но главный цимес не здесь. По отзывам современников Джордж Гершвин бойко бренькал блюзы на фортепиано, но, по крайней во времена появления "Рапсодии", едва разбирался в нотах. Между тем вышедшие под его именем симфонические партитуры технически сделаны грамотно, и даже весьма. В этом и состоит так называемая "загадка Гершвина".
    Впрочем, разгадывается она просто. C самого начала своей карьеры Джордж и его брат Арон поставили дело на коммерческую основу. И быстро разбогатели - на американской-то целине. Так что им ничего не стоило нанять автора, или по крайней мере специалиста по оркестровке. В начале 20-х годов Нью-Йорк буквально кишел нищими русскими музыкантами, "вышвырнутыми из своей страны восставшим народом". Сами выходцы из России, Гершвины прекрасно понимали с какого класса профессионалами они имеют дело. Танеевская школа голосоведения была самой сильной в мире.
    Точно неизвестно, кто скомпоновал "Рапсодию", "Американца в Париже" и "Порги". Но скорее всего это был либо сам Черепнин, либо никому неизвестный Козлов - музыкант того же круга.
    В конце 20-х годов "человека, который нравится женщинам" представили Имре Кальману для благословления на национальную пальму первенства. Но знаменитый маэстро (действительный музыкальный гений) прохладно отнёсся к той чести, которую пытались оказать ему заокеанские соплеменники. Имре Кальман был человеком европейской культуры и его мало интересовала местечковая возня тщеславных банкиров.
    Остаётся только добавить, что первоначальный вариант "главной американской оперы" предполагался по Шолому-Алейхему. Но оперная версия истории Тевье-молочника не удалась. Этому есть объективные причины. Симфонический клеймзер - жанр, к тому времени уже в достаточной мере разработанный - явно не тянул на сенсацию. В этом плане негритянский фольклор представлял куда более благодатную сферу для манипуляций. Тем более, что предъявления авторских прав можно было не опасаться.

    Глюк Ксилофонов

<< 481|482|483|484|485|486|487|488|489|490 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100