TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, . . .

06.09.2019
13:34

Путь к non-fiction у Тарковского

    Напишу вещь, которую, наверно, нельзя будет понять, не читая другого у меня по ссылкам… С “Иванова детства” (см. тут) Тарковский был уже, скажем так, . . .

03.09.2019
20:20

Всё-таки надо дочитывать до конца

    Всё-таки книги, попавшие в шорт-лист премии “Большая книга”, надо дочитывать до конца. Меня в конце “Жизни А. Г.” (2018) Ставецкого аж чуть слеза не прошибла. – . . .

01.09.2019
09:57

Сено-солома!

    Я в смущении, читатель. Я вдруг ощутил себя в западне. Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства . . .

30.08.2019
14:50

И ещё одна авантюра

    Я, наверно, извинюсь перед читателем загодя – за начётничество (если для критики меня выбрать самое плохое слово). У меня есть несколько искусствоведческих догм, и я не хочу отказываться от пристрастия к ним сводить свой разбор… ну, пусть стихотворения. От которого я обливался слезами, когда вот сейчас перечитывал. – Вот такой я сухой человек: чувствительное… положить на свойственную именно ему полочку.

    Главная догма – циклическое плавное превращение ограниченного числа типов идеалов друг в друга. Если посмотрите тут, увидите, что сентиментализм сам укладывается на почти полные круги таких превращений. Их много! Сентиментализмов. Полезно рассматривать не круг идеалов, а вытянутую по горизонтали во времени проекцию этих превращений – синусоиду (вверху при этом пусть будет коллективизм, а внизу – индивидуализм); тогда удобно усмотреть на этой синусоиде – на верхнем и нижнем перегибе – инерционные вылеты вон с синусоиды. Вылет сверхвверх – тип идеала благого для всех сверхбудущего. Сверхисторический оптимизм несгибаемых (или полнейший исторический пессимизм). А непосредственно перед этим типом идеала, перед верхним перегибом – тип идеала трагического героизма. Наивный оптимизм несгибаемых. И после верхнего перегиба – тип идеала сгибаемых, мудрых, соединяющих несоединимое. Исторический оптимизм трезвых.

    И во всех этих точках бывает сентиментализм. Так наиболее слёзы точит наивный оптимизм.

    Лошади в океане.

       
     

    Лошади умеют плавать,

    Но — не хорошо. Недалеко.

     

    “Глория” — по-русски — значит “Слава”,-

    Это вам запомнится легко.

     

    Шёл корабль, своим названьем гордый,

    Океан стараясь превозмочь.

     

    В трюме, добрыми мотая мордами,

    Тыща лошадей топталась день и ночь.

     

    Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

    Счастья все ж они не принесли.

     

    Мина кораблю пробила днище

    Далеко-далёко от земли.

     

    Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.

    Лошади поплыли просто так.

     

    Что ж им было делать, бедным, если

    Нету мест на лодках и плотах?

     

    Плыл по океану рыжий остров.

    В море в синем остров плыл гнедой.

     

    И сперва казалось — плавать просто,

    Океан казался им рекой.

     

    Но не видно у реки той края,

    На исходе лошадиных сил

     

    Вдруг заржали кони, возражая

    Тем, кто в океане их топил.

     

    Кони шли на дно и ржали, ржали,

    Все на дно покуда не пошли.

     

    Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —

    Рыжих, не увидевших земли.

    1950

    Лошади до конца не хотели признать несправедливости. И с тем и погибли. Герой умирает – его идея остаётся жить.

    Кончилась страшнейшая для СССР война. Надо отблагодарить народ. А что имеем?

    "Победа в кровопролитной Великой Отечественной войне открыла новую страницу в истории СССР. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре, однако “демократическому импульсу” противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Её позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, как оказалось, ещё более окрепли в послевоенный период.

    “Демократический импульс” войны проявился и в возникновении…” (Википедия).

    После смерти Сталина и ХХ съезда КПСС, развенчавшего его культ, началась вторая волна демократического импульса. А стихотворение Слуцкого – первая волна. (Он не зря потом Брежневу письмо подписал, где писатели возражали против некой реабилитации Сталина.)

     

    - Хорошо, но где тут литературоведение?

    - Сейчас попробую…

     

    С именем Вейдле я связываю различение искусства слова и искусства вымысла. В данном образце сентиментализма (революционного, скажем так) бросается в глаза искусство вымысла: как “несгибаемо” ржут лошади, не желая умирать. Имевший место факт потопления немецкой миной в войну американского транспорта с лошадями и со спасшимися людьми ничего не стоит по сравнению с выдуманным Слуцким нюансом, как себя вели лошади.

    Но есть в стихотворении и искусство слова.

    На фоне официальной идеологизированности, требования общественной полезности восстанием против этого выглядит "сближение поэзии с прозой” (Погорелая. https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-poeticheskogo-yazyka-borisa-slutskogo).

    Не всюду это удалось выдержать. К поэтизму относится инверсия прозаического: “Шёл корабль, гордый своим названием”, само "названьем” вместо “названием” - поэтизм, вызванный необходимостью выдержать ритм. Поэтизм и слова "океан превозмочь”.

    Зато простонародное "Тыща”, сниженное разговорное "Нету”, просторечное "покуда” – это прозаизм. Как и множество простецких по строю строк. Как и перебои ритма: хорей "Лошади умеют плавать” (/ - | / - | / - | / -), сменяется чёрт-те чем во второй строке "Но — не хорошо. Недалеко” (/ ▄ | - / | - / | ▄ | - / | - /). Как и нескладная фраза "В море в синем остров плыл…”. Народное "Далеко-далёко”. Фразеология: "Подков… Счастья”, “Вот и всё”. Обращение к читателям: "Это вам запомнится легко”. Неуместное вставление высокого стиля: "Шёл корабль, своим названьем гордый, / Океан стараясь превозмочь”.

    И в то же время – эвфония: "заржали кони, возражая”, - перекликающаяся с "рыжий” так пронзительно… на фоне "синем”. Из-за контраста с вот-вот наступящей смертью.

    Так можно ли назвать какую-то, в общем, прозаическую поэзию Слуцкого гармонизацией, как написал о ней Дмитрий Быков, не называя не ассоциирующихся с гармонизацией "приёмов, с помощью которых можно рассказать про всё” (https://ru-bykov.livejournal.com/3981080.html), даже ужасное?

    Можно. Если есть желание уходить от социологического аспекта разбора произведения. И уж тем более от выявления ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, которое в принципе можно всё же связать с социологией – через подсознательный идеал автора, рождающийся духом времени. – Вот Быков и предлагает сермяжное:

    "механизм преобразования прозы в поэзию, работает: ну так надо писать”.

    Так и графомана можно оправдать.

    Нет, он потом перечислил приёмы: "пристрастие к размыванию, расшатыванию традиционного стихотворного размера… меняет стопность… синкопирует стих, почти переходит на дольник… повторы… обрубленная концовка… упрощённая, иногда до полной тавтологичности, рифма…” (Там же).

    Но для чего-де это? – "чтобы не сойти с ума, не утерять навыка”.

    Не хочется соглашаться. Так, повторяю, и графомана можно оправдать.

    Нет, он даже доходит до того, что raison d'être (причина быть) Слуцкому:

    "Слуцкого он [бог – в смысле власть] не полюбит ни при каких обстоятельствах”.

    Казалось бы, то же, что и я вывел. Но нет. У меня – испытание сокровенного. А у Быкова "raison d’être, поэтическая маска”. Искусство для искусства. Графомания для графомании:

    "…нужна такая вот позиция нелюбимого подданного, старательного и трудолюбивого исполнителя, обречённого на изгойство. Из этой позиции ему легче понимать, оправдывать и утешать других труждающихся и обременённых; да они просто не поверят другому. Чтобы страдальцы верили поэту-утешителю, он должен им прежде доказать, что он — один из них…

    Это что, про советскую власть? Да помилуйте. Это про мироустройство в целом — советская (как и любая российская) власть лишь выражала его в особенно наглядной концентрации” (Там же).

    Вечно обиженный, мол. Потому-де и против Пастернака, у которого позитив в душе, проголосовал. (Будто можно было Слуцкому “Доктор Живаго” прочесть. Голосование было 31.10.1958, а первое издание на русском, в Голландии, 500 экз., - 24.08.1958.) Зато был факт – врагам отправлена рукопись.

    "Слуцкий был принципиальным противником предварительной публикации произведений за рубежом… Самому Слуцкому никогда не приходило в голову передать за границу для опубликования свои “Записки о войне”. Эта “деловая проза” — острая правда о войне — пошла бы нарасхват у зарубежных издательств. То же относится и к сотням стихов, лежавших в столе поэта, не имевших шансов быть напечатанными на родине. Стихи Слуцкого печатали за границей, но не по его воле. Сам он свои стихи туда не посылал” (https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gorelik-petr-zalmanovich/po-techenjyu-i-protiv-techenjya-boris-sluckij-zhiznj-i-tvorchestvo/7).

    Исповедующий идеал трагического героизма, несгибаемый, Пастернака оправдать не мог. А Быков такое простое объяснение принять не может и землю роет, чтоб поступок Слуцкого объяснить как-то. Вон, к поэтической маске прибег. – А что? Объясняет же? Объясняет.

    А что натяжка – плевать. Мало кто заметит.

     

    Для меня, эстетического экстремиста, проблемой является отличать художественную вещь от самоповторения. Ведь я считаю художественным только то, что имеет следы подсознательного идеала. Я хоть изобрёл себе увёртку, что, впадая во вдохновение, в изменённое психическое состояние, сознание художника утрачивает идеал, ибо тот переходит в подсознательное состояние… Но есть, есть вероятность и поэтической маски, да. Так зато я взял первое (или почти первое) стихотворение Слуцкого. В первом неожиданность приёмов не грех счесть произошедшей из подсознательного идеала. Возводить же на пьедестал поэтическую маску – грех.

    И есть ещё одна слабость в моей (социологическо-психологической) позиции. С нею я расквитался тут. Но, поскольку Быков настаивает:

    "…в литературе восторжествовала сама идея поэтического языка, самоценного, не зависящего от темы” (Там же), -

    то мне нельзя пройти мимо.

    Абсолютно любое произведение искусства помимо выражения духа времени (который историчен и циклически повторяется в веках, поколениях и чаще, как я написал в самом начале) ещё выражает нечто внеисторическое – радость жизни. Выражает не целым произведения (которое, как вкус моря есть в любой капле), а частностями, не зависящими от этого “вкуса моря”. Упомянутая эвфония "заржали кони, возражая” сама по себе выражает радость жизни. Короткодействие такое. В отличие от дальнодействия, какое эта же “капля” приобретает от контекста. Перебои "Но — не хорошо. Недалеко” тоже чудесны сами по себе в том же качестве выразителя (разнообразием) радости жизни. И т.д. и т.д.

    Так хоть я-то это осознал во всей оппозиционности себе прежнему недавно, оно известно миру давно.

    "Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома” (Белинский).

    “Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле” (Брехт).

    “Творить — значит убивать смерть” (Роллан).

    Просто это настолько общее место, что об этом как-то не принято говорить.

    А Быков не только заговорил, а ещё и объявил, что такая вневременная ценность введена в практику стихами Слуцкого, Бродского и др. в послевоенное время!

    Пусть даже Быков думает об отличии послесталинского времени от сталинского, когда – в 30-х годах – словочетание “вульгарный социологизм” было введено в широкое употребление и как упрёк, и как реальная практика, к которой упрёк не применяли. Всё равно нельзя быть таким неаккуратным.

    21 августа 2019 г.

29.08.2019
19:32

Куда ж нам плыть?

    Я подумал: если моё имя кому знакомо, и я ему надоел, то меня просто не станут читать. А если кто станет, перед тем можно и повториться. Впрочем, мне и самому противно . . .

22.08.2019
11:57

Тонкость

    Обожаю чуять подсознательное. Читал некую книгу. Там персонаж сослался на некую песню. И со мной что-то стало. Я бросил читать. Полез в интернет смотреть, что это за . . .

17.08.2019
09:12

Разрыв Тарковского с Кончаловским

    В православии было так: чем хуже дела на земле, тем отрешеннее иконы. Уж как было плохо, когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия исчезла, а вот именно . . .

12.08.2019
17:38

Перевод

    Одна профессиональная филолог, опечалилась моей деятельностью: вы вторичны. Я не удосужился спросить, что первичного сделала она. Но жизнь меня свела с другим, в . . .

09.08.2019
12:43

Я обижен

    Чем я могу оправдать существование этой статьи? – Советом не читать книгу Ермакова “Голубиная книга анархиста” (2018). Ибо к её характеристике прицепляют слова . . .

04.08.2019
09:15

По лезвию ножа

    Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова. Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996. Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И . . .

02.08.2019
13:31

Исповедь неудачника

    Неудачником меня считает моя ультраделовая дочка. И так называет – по-родственному откровенно. Другие, менее откровенные, молча так считают. Анекдот в том, что сам . . .

01.08.2019
12:31

Против себя самого

    Смею думать, что я не догматик. Хоть у меня полно догм. Я, признаюсь, сверяюсь с тем, что я написал ранее о ком-то, когда начинаю о нём писать новую статью. Так вот . . .

27.07.2019
09:30

Ещё один самоубийца

    Андрей Ширяев… Так случилось, что для “первого” самоубийцы, Бориса Рыжего, у меня нашлось (см. тут), чем мотивировать, что он “предвидел” смерть человечества от . . .

26.07.2019
10:59

На ноль делить нельзя, но...

    Разделить -- значит подобрать подходящее умножение. Для этого существуют специальные методы, но можно просто угадывать. Угадай, на какое число надо умножить 4, . . .

24.07.2019
13:15

Как-то жаль...

    Как-то жаль, что нет в интернете такой обслуги, как передача мысли на расстояние… То есть она есть – активная ссылка. Кликай и читай. Но надо ж читать. А я как-то . . .

23.07.2019
13:39

Нарвусь на неприятность? - Ну и пусть.

    Заглавие написал до начала чтения “Асфальта” (2008) Гришковца. Почему так? – Потому что не везёт. Беру читать книги, претендующие на премию “Большая книга” и раз за . . .

19.07.2019
10:11

Чернуха?

    Чернуху, по-моему, сочиняют о путинской России во исполнении социального заказа несистемной оппозиции. Та считает, что есть единственный магистральный путь . . .

18.07.2019
13:23

Опять очертя голову

    Хорошо быть непризнанным. Не связан с поддержанием своей репутации среди собратьев по цеху. В который, вообще-то, я не принят. Что я сейчас сделаю? – Я разверну . . .

17.07.2019
14:56

Непонятное понятное

    Я в общем понимаю нелюбовь к стихам. Каждый стремится быть в своей компании. Стихи же – это такая заумь… высокая… что хочется от них быть подальше. Сам я – человек . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100