Солист французской оперы с 20-летним стажем Василий Слипак пошёл воевать на Донбасс за единую Украину в рядах Правого Сектора, и, вот, погиб, сообщают.
Он, наверно, здорово пел, подумалось. Послушать бы… Я поискал и нашёл.
Народная песня на слова Леонтовича.
"Николай Дмитриевич Леонто́вич (1 (13) декабря 1877, село Монастырёк, Подольская губерния, Российская империя (ныне Винницкая область, Украина) — 23 января 1921, село Марковка, Подольская губерния, УССР) — украинский композитор, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог” (Википедия). Был за народ. От большевиков (те были за национальное самоопределение) не бегал, бегал от белогвардейцев. Убит чекистом, но… оказавшимся простым грабителем. Деятели музыкального общества имени Леонтовича плохо кончили, видно, за национализм, что сказалось на известности Леонтовича в СССР.
Его песня о напасти на Украину, что я решил послушать в исполнении Слипака “Ой зійшла зоря, вечоровая”, была записана Слипаком 9 марта 2014-го. За неделю до референдума в Крыму.
Меня всегда теперь интересует в украинских деятелях культуры, склонных к национализму (неизменно лживому, так уж повелось, начиная со лжи о голодоморе как геноциде украинцев, идее, развиваемой в стране, приобретшей, наоборот, независимость), - меня всегда интересует, есть ли ложь и в их произведениях.
Я послушал (тут). – Лжи не заметил. Зато когда перешёл к словам:
|
Ой, зійшла зоря вечеровая,
Над Почаївом стала,
Виступало турецькеє військо,
Як та чорна хмара.
Турки з татарами брами облягали,
Манастир звоювали,
Мати Божая Почаївськая
Буде нас рятувати.
Отець Залізо з келії вийшов,
Та слізьми умліває:
"Ой, рятуй, рятуй, Божая Мати,
Манастир загибає".
Ой не плач, не плач, отче Залізо
Монастир не загине
Мусимо встати чудно на захист
Монастир рятувати
Ой, вийшла, вийшла, Божая Мати,
На хресті вона стала,
Кулі вертала, турків вбивала,
Манастир врятувала.
А ми люди всі, християни,
До Бога всі вдаряймо,
Матері Божій, Почаївській
Поклоном всі составаймо! |
ложь обнаружилась. Она в том, что последний куплет опущен. За "ми люди всі”. Теперь шло к гражданской войне и такой куплет не годился.
А пел он здорово. С душой. Видно, представляя русских там, где "Турки з татарами”. Видно, хорошо был обработан антироссийской пропагандой. Для него "брами облягали” [ворота осаждали] – это был, наверно, образ непрекращающейся с обретением Украиной независимости – десятилетие за десятилетием – какой-то второсортности украинского языка во мнении большинства населения страны. Возможно, не знал он, что Почаевская Лавра – Московского патриархата. А может, не придавал значения (ну кто сегодня всерьёз религиозный). – Вот и пел так страстно.
Несчастная Украина.
29 июня 2016 г.