TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил:

    "Только скользящие по периферии “умы” наших “художественных критиков” могли придти к “выводу” об импрессионизме японцев” (Тарабукин. Проблема пространства в живописи).

    Недавно (см. тут) я позволил себе поискать разницу между Ван Гогом и Хиросигэ как разницу между выражением подсознательных идеалов. Так для Хиросигэ я взял идеал импрессионистов – хвала абы какой жизни. Нашёл доказательства хвалы и доказательства абы какой жизни и был доволен. А не заметил бьющего в глаза отличия японца от европейца:

    "Любой <…> более связан с плоскостью, нежели японец, ибо европейский художник “организует” плоскость… Рама – столь неизбежная для европейской картины – подчёркивает с особой нарочитостью потенциальное наличие плоскости, получившей прорыв, благодаря иллюзии глубины” (Там же).

    У японца рамы нет, а голландец её аж нарисовал.

    Себе в минус я ещё и другую репродукцию японца дам, лишив себя упомянутой хвалы в виде ярких красок.

    Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. 1857. Гравюра.

    Если я себе не внушаю, то рама как бы выпрямляет наклонённость пейзажа у японца.

    И я это не объяснил. А объяснение в том, как сами японцы называли свои гравюры "укиё-э (буквально переводится как “изображения плывущего мира””" (https://www.dailyartmagazine.com/painting-of-the-week-vincent-van-gogh-bridge-in-the-rain-after-hiroshige/). – Наклонённость горизонта как бы лишает зрителя ориентировки, где что, где он сам. Он как бы тонет в могущественной природе.

    "Китайский и японский художник как бы постоянно движется… Не подчинённая неподвижному человеческому взгляду природа… живёт своей свободной жизнью” (Тарабукин).

    Что это, например, за глубокая синева в самом низу картины? Впечатление, что там начинается какой-то совсем другой пейзаж. Если европейца нового времени волновала даль, то японца – ширь. Ван Гог, соответственно, и это впечатление притушил: лишил такого резкого контраста цвет большей части воды с цветом этой, нижней, части. У японца и вверху какая-то другость обещана. Ван Гог и там её сократил, чтоб не манила.

    А пассивны и европеец 2000-летней давности и дальневосточник едва ли не нашего времени. Первого пространство иконы своей активностью не впускало в свой трансцендентный мир, а второго, столь же бессильного, топит в могучей природе. О какой хвале абы какого мира может идти речь у японца, когда он так слаб в своём индивидуализме. Ему только и спасение – как можно меньше чувствовать персонально*. Буддизм какой-то…

    И это в некотором смысле тоже иномирие, как и метафизика Ван Гога, в которой всё - чёрточки. Потому ему и нравились японские гравюры.

    8 мая 2022 г.

    *- А это не умственная ли натяжка, не опирающаяся на реалии картины?

    - Нет. Просто высказано с пропуском доказательности в порядке мгновенной фиксации озарения. На самом деле у того же Тарабукина есть намёки, как найти доказательства. Это слова о поэтичности японского искусства и ещё ближе – слова: "Формула pers pro toto` [по-латински – часть для целого] – самый распространённый приём художественного выражения в японском искусстве” (С. 254). И то и другое, правда, относится к эстетическому качеству вообще любого искусства. Я эстетическое качество переназываю так – органическая целостность (по капле можно судить о вкусе моря).

    Примеры для данной картины.

    Почему так нарочито однотонен цвет реки? – Для выражения её могучести; она, такая же, представима и слева и справа за границами изображённого. Та самая презумпция шири, как выражение исчезающей ничтожности на фоне её отдельного человека. Его малочувствие есть аналогия этого отношения. Так пробуддизм как идеал выражен однотонностью цвета реки. В реальности на реке есть рябь или волны от ветра, тем паче при внезапно налетевшей дождевой туче. В реальности цвет не может быть однотонным.

    Другой пример.

    Мост, наверно, выгнутый дугой вверх посредине (так он прочнее). Но из-за наклонённости горизонта впечатление, что он не перпендикулярен берегам реки, а изгибается и станет параллелен берегам. И станет бесконечным вправо. Что опять та же волынка про ширь, мощь и исчезновение человека на таком фоне, требующее соответственного идеала малочувствия этого человека.

    9.05.2022.

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100