TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова:

     

    У природы нет плохой погоды,

    Каждая погода — благодать!

    Дождь ли, снег — любое время года

    Надо благодарно принимать.

    .

    Отзвуки душевной непогоды,

    В сердце одиночества печать

    И бессонниц горестные всходы

    Надо благодарно принимать.

    .

    Смерть желаний, годы и невзгоды,

    С каждым днем все непосильней кладь,

    Что тебе назначено природой,

    Надо благодарно принимать.

    .

    Смену лет, закаты и восходы

    И любви последней благодать,

    Как и дату своего ухода,

    Надо благодарно принимать.

    .

    У природы нет плохой погоды,

    Ход времен нельзя остановить.

    Осень жизни, как и осень года,

    Надо не скорбя благословить.

    А для меня ж Рязанов ницшеанец, то есть с подсознательным идеалом принципиально недостижимого метафизического иномирия, как цели бегства из Этого скучного-прескучного мира с его неукоснительными правилами, законами природы и самой причинностью.

    Не удастся ли сказать что-то внятное на эту тему мне в связи с этими стихами?

    И мне вспомнилось, как я поругался по “Скайпу” со своей дальней родственницей.

    Зная, что у меня пристрастие разбирать произведения в-первом-приближении- искусства, она захотела узнать моё мнение о её творчестве. А она, оказалось, сочиняла стихи. И стала она мне их читать. И какие-то они все на манер – как мне показалось – Омара Хайяма: поучительные. Они ж все поучительные у Омара Хайяма. Да?

     

    Не делай зла — вернется бумерангом,

    Не плюй в колодец — будешь воду пить,

    Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

    А вдруг придется, что-нибудь просить.

    Не предавай друзей, их не заменишь,

    И не теряй любимых — не вернешь,

    Не лги себе — со временем проверишь,

    Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

    Так от имени Омара Хайяма я их как-то могу терпеть, а от её авторства… Что-то непереносимо было. – Я терпел-терпел и… сказал ей честно, как я еле держусь. – Больше она мне не звонила.

    Рязанов объявил на том концерте, что один Мягков сказанул, что можно б и получше стихи найти, а остальным они понравились. И Фрейндлих, и Петрову и другим, занятым в фильме “Служебный роман”. – Мне, помнится, ни фильм тогда не понравился, ни песня.

    А теперь мне предстоит попробовать увидеть ницшеанскую глубину тут…

    Пока, кроме неприятных самих по себе поучений, я тут ничего не вижу.

    Правда, я вспоминаю, что в произведениях неприкладного искусства то, о чём говорится словами, не есть то, что имеет прямое отношение к тому, что хотел “сказать” автор (кавычки применены из учёта, что подсознательный идеал не имеет возможности пользоваться словами).

    При таком взгляде становится интересно.

    Но.

    Как быть с тем, что я никогда не чуял, что тут есть ЧТО-ТО, словами невыразимое?

    Я, правда, никогда со вниманием не относился к тексту. Ну надо было что-то музыкально-сентиментальное вставить после сцены, когда Людмила Прокофьевна притворилась перед Новосельцевым, что её не за что жалеть, что кроме личной жизни, каковой у неё нету, есть на свете много что другое интересное. И это враньё. Потому что главное для женщины – личная жизнь. И тем паче героиню жаль. И надо это настроение закрепить – тут – музыкой.

    Я – раб режиссёра. Вот и пошёл в указанном им направлении ложного сюжетного хода.

    А хитрый Рязанов вполне мог вставить тут глубину. Ведь для ницшеанца взаимной любви на Этом свете нет, по случаю его очень плохо устройства.

    Вот Рязанов. Если он, будучи женатым, "начал буквально светиться от счастья после знакомства со Скуйбиной” (https://zen.yandex.ru/media/id/5a69a2ab4826777ce2bd9f29/dvoinaia-jizn-i-liubimye-jensciny-eldara-riazanova-5f7038b4df292d110966b1f0), значит, с женой счастья не было. Правда, 10 лет тайных свиданий это что-то, а не ничего. Но с некоторой точки зрения – ничего, если у Скуйбиной нашли рак. – Ну, что-то такое, Абсолютное… Нет счастья взаимной любви на Этом свете. – Можно и в иномирие захотеть, тем паче, если по всем фронтам безобразие царит. Смерть, например, существует. А Рязанову уже 50.

    Я себя накручиваю, конечно. Но с искусством всегда – максимум максиморум. Надо самому становиться немного не в себе, чтоб вжиться в находившегося в трансе.

    Другое дело, транс это или игра в него, знакомого по прежним случаям?

    За 50 лет человек мог разгадать, что им движет. И не потому ли меня фильм “Служебный роман” не тронул? Но тогда с какой стати ждать транса в стихотворении?

    Талант чувствует, что надо выражаться через наоборот. – Вот он и наплёл словесную благодарность, имея в виду наикрайнее неприятие тягомотины, до какого обычные люди не доходят.

    Собственно сам фильм – некое издевательство над естеством. Всё там ненатуральное. Чтоб ослепительная красавица ТАК опустилась… в работу…

    А вставление этой “примиренческой” песни сразу перед началом действий Людмилы Прокофьевны в прямо противоположном песне духе…

    Дурил Рязанов голову нам, привыкшим воспринимать “в лоб” то, что нам демонстрируют. Дурил и устало грустил, какие мы дураки.

    Ницшеанцу же пристала не грусть, а предвзрыв такого взрыва, какой разметает всё в иномирие метафизическое. Но так, если иномирие это как идеал в подсознании сидит, сознанию не дано и рвётся изо всех сил быть выраженным.

    Если же в сознание уже прорвалось – всё. Энергии не будет. Что мы и видим в фильме и в стихотворении.

    30 ноября 2021 г.

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100