TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности фашизма (см. тут), Борхес просто вынужден был следующий рассказ, “Форма сабли" (1942) посвятить не менее ненавистному главному врагу фашизма, экстремистскому же – раз за противоестественное, по Борхесу, равенство – коммунизму.

    Как мыслимо было желать коммунистам победы, если б всё было возможно? – При условии их искреннего раскаяния в грехах. Выдуманных, соответственно названию сборника.

    Надо назначить коммуниста Муна теоретическим начётчиком, трусом и предателем ради спасения своей шкуры в общем деле гражданской войны в Ирландии 1922 года при поражении той стороны, которая была за полную независимость от Англии. Надо нанести ему метку мести на лицо – шрам характерной формы (сабли). Надо сделать его совершенно переродившимся за 20 лет, просто фантастически переродившимся. И чтоб он рассказал о своей подлости “я”-повествователю свою историю так, как её б рассказал тот, кого он лично предал и кто нанёс ему, Муну, рану в форме сабли. Чтоб рассказал не для того, чтоб облегчить душу, а чтоб нарваться на презрение слушавшего. Чтоб травить и травить душевную рану. Что было б мерой перерождения коммуниста, мерой фантастически исключительной. И потому убедительной для ненавидящего коммунистов “я”-повествователя, Борхес по фамилии (как следует из текста рассказа).

    Психологическая фантастичность была призвана для маскировки перед читателями-аргентинцами (да и перед германскими наблюдателями {Аргентина придерживалась нейтралитета}), - для маскировки стыдного желания в 1942 году Брохеса-писателя коммунистам Гитлера победить.

    Для того всё в рассказе так закручено. Заодно это создаёт впечатление странности, которая, - все художники это интуитивно знают, - создаёт впечатление, будто автор творил под влиянием подсознательного идеала. Действия которого на самом деле и в этом рассказе (как и предыдущем) – НЕТ. То есть и этот рассказ является произведением прикладного искусства (приложено оно к публицистическому, по сути, выступлению в поддержку СССР). То есть это – не художественное произведение. Оно имеет только эстетическую ценность – об экстраординарном же оно*.

    1 июня 2021 г.

    *- Да в чём же, собственно, экстраординарность?

    - Коммунисты есть экстремисты со своим равенством? – Да. – А нормальные тогда кто? – Кто? – Нормальные – мещане, в них нет ничего экстремистского. Почему Кардосо не хотел продавать именье главному герою? Потому что про того "Ходили слухи, что там, в Бразилии, он занимался контрабандой”. Контрабандисты не мещане, боящиеся смерти, а сверхчеловеки, смерти не боящиеся. Если про главного героя зря ходили слухи, что он сверхчеловек, то потому он, собственно, и смог убедить Кардосо в Аргентине именье ему продать: доказав, что он тоже мещанин, как Кародосо. В чём была доказательность? В том, что мещане стесняются своей трусости перед смертью и на людях трусов презирают, в глубине же души – нет. На чём и сыграл главный герой: взял и рассказал правду о себе, что он, мещанин по сути, то есть боящийся смерти (и только поверхностно будучи коммунистом-экстремистом), из боязни смерти выдал местонахождение борца за полную свободу Ирландии, за что тот, борец, его так страшно поранил, случайно, видно, не убив. Победители его нашли, спасли, отблагодарили деньгами за предательство, за мещанство, собственно. Откуда и есть у главного героя деньги, чтоб купить имение, а не контрабандистская это добыча. Кардосо убедился, что главный герой обычный человек, мещанин, запрезирал того за трусость, но за обычность уважил и имение продал.

    “Я”-повествователь не Кардосо. Он писатель Борхес (не зря фамилия указана в тексте). Принято думать, что писатели не мещане. То есть чем-то похожи на коммунистов. (Другое дело, что Борхес так маскировал свой мещанский идеал, что публике – и главному герою тоже – это было не известно: "Борхес, вас я не знаю и потому рассказал все”).

    Теперь вопрос: зачем немещанину Борхесу главный герой выставил себя переродившимся в коммуниста-в-глубине-души (владение именьем и пеонами, мол, это внешнее, чтоб быть терпимым в аргентинском обществе, коммунистов ненавидящем)? Зачем выставил себя Борхесу презирающим мещан? Точнее, зачем автор заставил героя так поступить? Во имя верности психологии? В смысле – приспособленец-мещанин перед всеми пресмыкается, с каждым хочет быть своим (и с Кардосо – мещане оба, и с Борхесом – немещане оба)… Но тогда зачем он сделан так: "Он ни с кем не общался…”? Вряд ли может необщительность объясняться тем, что "его испанский был плох и перемешан с бразильским”. Вот, с Борхесом он же общается. То есть на верность психологии Борхесу наплевать.

    То есть Борхесу, наоборот, понадобилась психологическая экстраординарность (таким искренним – пусть и только на словах – немещанином {опять коммунистом} мещанин быть не может; вот, посмотрите на сегодняшнего Протасевича; ради спасения своей шкуры {только б не экстрадировали его в ЛНР, с которой он воевал} он на всё готов: и плачет в раскаянии, и говорит об уважении к Лукашенко).

    Зачем же автору психологичекая экстраординарность перерождения?

    Потому что смелые ненавистные коммунисты в СССР в 1942 году, может, победят всё-таки ещё более ненавистных гитлеровцев.

    4.06.2021.

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне . . .

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100