Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.
|
21.10.2020 |
|
18.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.
|
17.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.
|
16.10.2020 |
|
15.10.2020 |
Фильм "Ржев" Копылова - провокация
|
14.10.2020 |
|
13.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.
|
12.10.2020 |
|
11.10.2020 |
|
09.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.
|
08.10.2020 |
Символизм ли это? Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет искусство… Савинова… В 1906 году Савинов пишет картину “Девушка и парус” (х., м.; 94х95; ГТГ), Савинов. Девушка и парус. 1906. которая может быть рассмотрена как своеобразный романтический символ характерных для периода 1910 годов поисков художника в области эмоционально-образного и стилистического целого произведения. Цветущая провинциальная тишина саратовского садика – авансцена поэтически настроенной души, зримо затаившейся в абрисе женской фигуры, – словно исток мечты, уводящий в голубую даль Волги, ставшей самым ранним символическим образом влекущего горизонта, который возникает в творчестве Савинова. Жизнерадостный элегизм, проникающий светом и воздухом колористический строй работы, вполне оправдан” (Давыдова. http://artstudies.sias.ru/upload/2012_3-4_322-360-davidova.pdf). Я уж не говорю, что Давыдова "горизонта” на картине не видит. Ладно. Он – имеется в виду – виден персонажу картины (если можно применить слово “горизонт” к другому берегу Волги в Саратове). Но как Давыдова увидела "Жизнерадостный элегизм” в этой нарочито тусклой картине? Забором и сеткой (для хмеля или винограда) отгораживающей персонажа от осуществления пусть даже и предполагаемой (лица-то, взгляда – нет) мечты. А вот я – вижу. Вижу кавардак лодок (двух причаленных, одной вытащенной на берег и одной плывущей, неестественно малой величины). Всё – сикось-накось как-то. – Отрицание. И тогда я вспоминаю признаки тогдашнего стиля модерн: "В модерне выражена человеческая, какая-то антимашинная, свобода… антииндустриальность…” (Александров. Стиль модерн. http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf). В России, может, гнёт индустрии (он был ещё внове и для Европы) не так остро ощущался, но как верить Давыдовой, что "Париж – столица XIX века… объясняет… вариант модерна, который представляет искусство… Савинова”? Там же индустрия! Эйфелева башня... Конки… Шум… Ещё один признак модерна: "…неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает. Отсюда проистекает потаенная “жуткость” стиля, которую не сразу осознаешь” (Там же). Что у нас живое-человеческое на картине? – Волосы девушки. (Анекдот: я по привычке – найдя репродукцию {так случилось} в малом формате – стал искать, где там лицо, и успел за доли секунды нафантазировать профиль, удивляясь, чего он такой тёмный; а потом долгие несколько секунд не мог разобрать, что это за халат такой, что распахнут он на спине; а оказалось, что это длиннейшая коса и полностью не видно лица; такие вот волосы). – Так вот эти волосы как-то мертвы, а халат (из-за узоров) как-то живёт вроде. Да и остальная бездушная природа естественная (весенние цветы вишенок, ералаш берега и моря) и искусственная (забор и разнонаправленные лодки) – как-то живёт. А теория Выготского говорит, что тут столкновение живого и мёртвого рождено у художника подсознательным идеалом иномирия, то есть ницшеанством, и то же, но без осознания и слов рождается в зрителе как не вполне осознаваемый катарсис; метафизическое иномирие, осознаваемое еле-еле как “жуткость”. Вспомните тут "Жизнерадостный элегизм” Давыдовой. Наконец, модерн – это индивидуализм. "На первом месте здесь стоит свобода воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата… В пределе такая “освобожденная личность”… согласна гордо отгородиться от всех превратностей мира “в башне из слоновой кости”, но такую судьбу она подразумевает только для себя лично (идеология Ф. Ницше)” (Там же). Вот почему в картине забор и сеть для хмеля. Супериндивидуализм. Символизм же – это коллективизм, это благое для всех сверхбудущее где-то там. А Ольга Давыдова кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств. 14 сентября 2020 г.
|
07.10.2020 |
|
05.10.2020 |
Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...
|
04.10.2020 |
Почему художник мечется и туда и сюда
|
03.10.2020 |
|
02.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.
|
01.10.2020 |
|
30.09.2020 |
|
28.09.2020 |
"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"