Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.09.2020 |
Почему Ванецов не православный художник
|
25.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.
|
24.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.
|
22.09.2020 |
Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?
|
21.09.2020 |
|
20.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.
|
19.09.2020 |
Антисоветскость знаменитого Пименова
|
17.09.2020 |
|
16.09.2020 |
|
15.09.2020 |
|
14.09.2020 |
|
13.09.2020 |
|
12.09.2020 |
|
11.09.2020 |
|
10.09.2020 |
Побеждать непонятность непонятного - сласть
|
09.09.2020 |
|
09.09.2020 |
|
08.09.2020 |
|
07.09.2020 |
Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов
|
06.09.2020 |
Дух захватило Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для этого мне надо ввести вас в курс дела, что это такое – я. Тогда, может, станет в принципе представимо (или будет тень представимого), что заражение возможно. По крайней мере, я выпущу пар из себя… Я – белая ворона, как меня назвала одна умная женщина на днях. Пожалуй, можно просто переписать тест, заставший её так меня назвать. “Еретическая мысль… Но сперва – история. Я когда-то для себя думал, что тоталитаризм в СССР будет уничтожен очень просто. Всем надоест враньё, что в СССР в почёте, мол, гражданское общество (а на самом деле инициатива снизу – наказуема). То есть низам-то это враньё давно надоело, но надо дождаться, когда надоест и верхам. Вот тогда они и сменят тоталитаризм на демократию. Мало того – на стремление к анархии (как самоуправлению и федерации федераций). Что и будет дорогой в коммунизм, когда анархия полностью заменяет государство. Карась-идеалист я был. А еретическая мысль в том, что материальную и духовную базу такого мироустройства готовит… глобализм. Он тоже за постепенное разрушение государственности. Открытым обществом себя называет. Он за преимущества меньшинств над большинством. Одним из меньшинств является мировое правительство со своими приближёнными. Пока все остальные меньшинства упиваются своей возросшей значимостью, их внимание отвлечено от огромного преимущества правящего меньшинства, этого мирового правительства с приближёнными. Но надо признать, что гражданская активность этих слепых по отношению к этому правительству меньшинств велика. И остаётся малый шаг – устранить мировое правительство – и – настанет коммунизм с его анархией-самодеятельностью. Посмотрите, какая пассионарность у белорусского восставшего против большинства и Лукашенко меньшинства! Завидно ж смотреть! В этом и состоит моя ересь путинца, стоящего за сохранение России, которое невозможно без авторитаризма. А зачем сохранять так далёкую от коммунизма Россию с её авторитаризмом? Затем, что для коммунизма сверхценен российский менталитет недостижительности (как это некрасиво называют либералы). Без него не будет коммунистического принципа “каждому – по РАЗУМНЫМ потребностям” (в прежнем коммунистическом девизе слова РАЗУМНЫМ не было). Это – традиционализм, а не глобализм с его неограниченным прогрессом. И только традиционализм спасёт человечество от смерти из-за перепотребления, из-за глобализма. – Бедная Россия нужна человечеству как пример, что можно жить и вне Потребления как главного в жизни. Опять я карась-идеалист?”. В общем, вы, читатель, видите: я та редкая особь, которая не просто верит в разумность и самоспасение человечества, уже не раз, пишут, попадавшего в так называемое бутылочное горлышко и просачивавшегося через него и, видим, до сих пор живущего. (Я не хочу думать про вариант со спасением золотого миллиарда за счёт уничтожения всех остальных.) Я, как в детстве верил в коммунизм, так и на старости лет в него верю, пусть и немного в другой. И теперь думаю, что люди будут тогда жить в искусстве (творцами или сотворцами – восприемниками, каким я сейчас являюсь). Потому что все остальные общественные деятельности не захватывают так всего человека, вместе с подсознанием. – Зрелище, скажем, - ого, как захватывает. И как сильно. Но – не глубоко. Ну и так далее. – Представьте: роботы работают, а люди живут искусством. Согласитесь, читатель, что это в принципе дух захватывающая перспектива. Если на минуту в меня-такого вжиться, то вы должны будете согласиться. А теперь надо сделать усилие и переместиться мысленно в военный коммунизм времени гражданской войны. От демократии пришлось отказаться ради централизма (без него, причём железного, войну не выиграть). И создаётся впечатление, что централистским будет и сам коммунизм, который, вообще-то считался строем безгосударственным (с местным самоуправлением и федерацией федераций в планетарном масштабе). Но. Мало ли, что считалось! Не надо быть догматиком! Демократический централизм тоже представляется симпатичным. Внизу – всеобщие выборы, представительная власть. С полной свободой мнений на заседаниях законодательной власти. Но с подчинением меньшинства большинству после вынесения решения. И передача исполнительной власти правительству для внедрения этого решения законодательной и противодействия меньшинству, если оно не станет слушаться. Это всё пронизано перспективными идеями, которые вырабатывает “мозг” общества и транслирует радиопередачами и светописью на облаках. Я исподволь подвёл вас, читатель, к идее, заложенной в “Башню Татлина” (1919). – Вперёд и выше, прекрасный человек! В планетарном масштабе, ибо русская революция мыслилась как начало Мировой революции (вон, уже в Венгрии установлена советская власть). – Татлина, я представляю, воодушевил так помыслившийся будущий централизованный коммунизм. И чтоб ошеломить и заразить всех таким, причём скорым, будущим, он ввёл планетарные символы (наклон конструкции такой, какой у земного шара к плоскости его вращения). Главный из символов – движение зданий! Висящих друг над другом и вращающихся с периодами: год (здание законодательных собраний), месяц (здание правительства), неделя (здание интеллектуальное), час (здание трансляции идей). Движение зданий – символ движения к планетарному коммунизму*. Хоть у меня в идеале другой коммунизм – самоуправление, но всё же коммунизм, чудо-общество, вот у меня и захватило дух, когда я увидел движущийся макет (временная метка 0:0 https://alkopona.livejournal.com/42868.html). Татлин. Башня Татлина. 1919. Остаётся только прикинуть, как это соотносится с моей идеей-фикс, что самое-самое в искусстве происходит от подсознательного идеала, да ещё выбрать, из какого именно. Странно, наверно, ждать от человека, творящего в честь III интернационала и одновременно начавшейся Венгерской революции, что его сознанию неведомы те чудесные идеи, которыми движимы были столь много его современников. Причём сам Татлин был футуристом, то есть очень недовольным не так давно, что революция в России всё не начинается и не начинается. То есть бегущим впереди паровоза революции был. И вот вдруг Мировая революция его догнала, и начались организационные действия мирового масштаба. Конечно, его башня – искусство прикладное, искусство о в общем знаемом. Но я устроил себе лазейку, дескать художник может впадать в транс, когда потребует поэта к священной жертве Аполлон. Тогда даже прикладник на секунду замысла становится творцом неприкладного искусства, потому что идеал (тут – скорого коммунизма) из его сознания уплывает в подсознание, а то – всемогущее – шепчет ему ТАКОЕ, чего сознание никогда бы не осмелилось. – Сочетать гласный путь (несущее стальное спиральное силовое строение, видимое снаружи) – как бы низкое, силовой захват власти – с высоким (движением в будущее, образом чего являются вращающиеся здания). То есть тип идеала тут – Гармония низкого и высокого. Тот же, что был в эпоху Высокого Возрождения. 20 августа 2020 г. * - А это не произвол?- Произвол, но поэтический, устанавливающий хотя бы иллюзию мотивированности. Коммунизм-то – в будущем. Значит, желание его предполагает социальное движение к нему. Например, всё большая заинтересованность неприкладным искусством. Или другой пример – всё большая тяга к самодеятельности и всё большее удовлетворение этой тяги. Это – если для моего теперешнего понимания коммунизма как анархии и жизни в искусстве. А для цетралистского коммунизма, для Татлина, пример социального движения – наоборот, ежедневно увеличивающаяся централизация всех сторон жизни. На это изменение, движение социума – движение зданий посягает в качестве смелого образа. Что и отмечает Смирнов, цитируя Женнета: ""...поэтическая функция состоит в том, чтобы совершить попытку возместить, хотя бы иллюзорно, произвольность знака, т. е. чтобы мотивировать язык”” (Смирнов. Смысл как таковой. С.П., 2001). 23.08.2020.
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"