|
Уроки постижения лирики
... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
И. Ф. Анненский.
Уроки обучения выразительному чтению
Уроки "стилистического эксперимента"
Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11 классах
Уроки анализа лирики с составлением культурологических комментариев
Уроки сопоставительного анализа
Разновидностью уроков-практикумов могут стать уроки сопоставительного анализа лирических текстов. Такая работа поможет школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, поэтических интонаций и других структурных элементов лирических текстов и рассчитана на подготовку к сочинениям повышенной сложности.
Например, для сопоставительного текстуального анализа можно выбрать стихи Ф. И. Тютчева, посвященные женщине, которая поняла и оценила его любовь, но не связала с ним свою жизнь, - Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее "Я помню время золотое" (1836 г.), посвященное 16-летней Амалии, и позднее "К. Б." - Крюднер баронессе - (1870 г.).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
Вопросы и задания для сопоставительного анализа стихотворений "Еще земли печален вид..." Ф. Тютчева и "Еще весны душистой нега..." А. Фета:
Вопросы и задания для сопоставления двух редакций стихотворения И. А. Бунина "Как дымкой даль полей закрыв на полчаса...".
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами -
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березках у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
1889-1895
Впервые это стихотворение было опубликовано в журнале "Наблюдатель" (1891, N6) в следующей редакции:
Как флером голубым, закрыв на полчаса
Окрестность, - дождь прошел косыми полосами;
И снова глубоко сияют небеса
Над орошенными полями.
Тепло и аромат... Свежеет зелень ржи,
На солнце бархатней становится пшеница,
И в молодом лесу, в березках у межи
Болтают веселее птицы.
Пойдем же в лес!.. Свежа и зелена
Березок куща там, и девственны, не смяты
Меж ними ландыши. Цветущая весна
Там разлила свои лесные ароматы.
Пойдем туда... И снова, может быть,
Напомнит нам весна и роща молодая,
Как молоды еще с тобой мы, дорогая,
Что можем мы еще и верить и любить.
Индивидуальные задания контрольного характера для сопоставительного анализа лирических текстов.
Анализируя предложенные учителем тексты, учащиеся находят в них элементы романтической лексики и синтаксиса. Учащиеся указывают, что первое и второе стихотворения как бы представляют две поэтических редакции одного и того же текста, причем во втором - романтический характер стихотворения усиливается, но неясные образы Гумилев убирает: "я весело преследую звезду" - в первом варианте и "я вышел в путь и радостно иду" - во втором; третья строфа второго стихотворения звучит явно трагичнее, так как здесь появляется образ смерти.
Однако в третьем стихотворении, написанном уже 24-летним поэтом, образ непобедимого и самоуверенного "конквистадора в панцире железном" приобретает черты спокойствия и обреченности. Старый конквистадор хоть и живет радостными воспоминаниями о прошлом, он остается воином навсегда. Даже смерть он зовет "поиграть в изломанные кости", тем самым презирая ее, и в старости ощущая себя сильным, дерзким и спокойным.
Таким образом, мы убеждаемся, что сопоставление этих стихотворений, настраивает читателя
На определенную волну восприятия. Учащиеся могут определить и несовпадения в первом и втором стихотворениях на лексико-грамматическом уровне и выяснить функции этой замены, исследовать изменения поэтических интонаций в зависимости от содержания в стихотворении "Старый конквистадор".
5. Прочтите отрывки из статьи Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" ("Аполлон", 1913, \номер 1). Сопоставьте теоретические взгляды Н. Гумилева на поэзию с отношением поэта к слову, художественной форме, требованиями к ремеслу стихотворца, сформулированными в стихотворениях "Поэту" (1908) и "Шестое чувство" (1921). Какие особенности поэтической формы характерны для поэзии Гумилева? Соотнесите их со следующими высказываниями:
Сопоставляя теоретические взгляды Н. Гумилева с его требованиями к ремеслу стихотворца, учащиеся замечают в стихах и свободный "от оков" ритм и метр, и "головокружительность символических метафор", и магию слова, заложенную в совершенстве формы. Взгляд учащегося способен постигнуть глубину теоретических взглядов Н. Гумилева, но восхищение лирического героя "непознаваемым" - "розовой зарей над холодеющими небесами" они просто не могут не увидеть. В стихотворении "Поэту", автор требует от поэта упругого стиха, которого не коснулся "перебойных рифм веселый гам", и посылает проклятья певучести, но в самом творчестве Гумилева есть и игра рифм, и певучесть.
|
|
|
ПОЛНОЕ ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"А судьи кто?" :)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P.S.Храню добрые детские воспоминания о Вас и вашей семье.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А задумайтесь, не более ли прав Атанас Натев: искусство (в том числе и поэтическое) есть непосредственное и непринуждённое ИСПЫТАНИЕ сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. От вашей сентенции отличается: 1) не познанием и восприятием, а испытанием, 2) кроме индивидуального познания-восприятия содержит много ещё чего конкретного: непосредственное, непринуждённое, сокровенное, совершенствование человечества. Кроме того индивидуальное познание-восприятие есть много в чём (и в игре, и в труде, и в ином развлечении, и в учёбе), а набор Натева только в искусстве, да ещё и искусстве, понимаемом как идеологическое искусство (где таки испытывается - противоречиями), а не прикладное (где заражение, внушение). ╚Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции "могут возводиться в ранг значимых" и что "любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения"╩. Но именно Лотман при этом принципиально отказался вникать в семантику. Его интересует только КАК, а не ЗАЧЕМ ТАК. Приведите хоть один пример выведения им ЗАЧЕМ ТАК. Не приведёте. ╚До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему "Евгений Онегин" написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова - анапестом╩. Я не дочитаю ваше сочинение до конца, но уверен, что и у вас нет ответа на этот вопрос. Приведите у Лотмана пример конкретного ответа, и я извинюсь за упрёк. Нарочно поискал место, где у вас стихотворение есть. Нашёл: ╚Когда вы долго слушаете споры╩. Никакого ЗАЧЕМ ТАК не вижу. Возьму следующее: ╚По небу голубому╩. Есть ЗАЧЕМ ТАК. Для звукоподражания, по-вашему. И всё?! Стоило Маршаку городить огород сочинять это стихотворение?! Или, может, это произведение прикладного искусства, детское стихотворение, призванное развить у ребёнка слух к ритму? Нет. Я просмотрел 8 сайтов, выданных по запросу поисковику ╚Маршак детские стихи╩ - этого нету. Так что: это взрослому нужно? В качестве ╚познания мира╩? Что сверху вниз падает дождь и сильнее всего шумит на ведре?.. Может, взрослому и нужно Для бездумного провождения времени. Так тогда и нужно было к ЭТОМУ привести! А этого нет.
|
Вот именно, что по поводу. Вот так люди вокруг да около ходят и удовлетворяются: постигли, мол. Этак и молчать можно: протелепал, мол. Нельзя ТАК возражать против уроков постижения лирики.
|
Это не возражение, уважаемый литературовед. Это стихи. Это ... тот Добрый звон / Который / До самой смерти слущать. Копить, как скряга, / Жадничать, хранить. / И звоном переполненную душу Однажды взять и людям подарить. -- А Вы с каким-то микроскопом ходите и сверяете: сходится или не сходятся эти строки с теми мерками, которые у Вас в шкафах имеются. Так что, извините. Забудем лучше. В разные окна мы смотрим.
|
А я о чём? И я ж о том же: в разные. Наталья Беляева (неудачно) и я (удачно) смотрим, в окно под названием ╚постижение лирики╩, а вы по вашему же собственному признанию в окно под названием ╚по поводу у р о к о в п о с т и ж е н и я л и р и к и╩. ПО ПОВОДУ! Что я и заострил своим выпадом против вас. Вы ж, в сущности, говорите то же, что некоторые говорят не понимающим классическую музыку: ходите и слушайте, ходите и слушайте понимание придёт само. Чёрта лысого оно придёт само! Нужны уроки понимания. Но только не такие, какие предлагает Наталья Беляева (позволю себе написать, мало что прочтя из её уроков, но видно пана по походке).
|
|
|
|
|
|
|